"Дискриминацией" в медицине, например, называют способность человека воспринимать два одинаковых раздражения, наносимых на кожу одновременно в двух точках, отстоящих друг от друга на каком-либо расстоянии по-разному, раздельно.
И в социальной жизни мы относимся к одинаковым стимулам-раздражителям по-разному.
Автобус. Пожилая женщина, репатриантка из Эфиопии, возвращается откуда-то с покупкам и двумя детьми, рядом с ее сиденьем гора пакетов. Другая пожилая женщина споткнулась об один из этих пакетов и высказала по этому поводу на чистом и богатом русском языке все, что она думает о темнокожей пассажирке и ее детях, включая общий уровень развития общины, к которой та относится, среднестатистические интеллектуальные способности и вопросы гигиены.
Возмущение тетки понятно. Вопрос: высказала ли он половину сказанного, если бы пакеты принадлежали бы не чернокожей.
Иерусалим. Я выхожу гулять с маленьким Шаем. Старушки на скамеечке. Им всегда нравится, когда мущина возится с младенцем. Когда нёс Шая мыть, слышал одобрительные восклицания. Потом сидел рядом с тетками, смотрел издали как Шай снова возюкается. Тут появляется благочинно одетый эфиоп со своим пупсиком. Старушки комментируют совсем по-другому: сидят на пособие, ничего не делают. Эфиопа они не знают. Как и меня.
Одинаковые вещи вызывают у нас разные реакции. Одни и те же слова и поступки будут вызывать у нас разный отклик в зависимости от того исходят ли они от еврея или араба, мужчины или женщины, миллиардера или рабочего, здорового или больного...
Дискриминация - это функция абстрактного мышления, позволяющая заклеймить конкретный раздражитель по выделенному общему признаку.
Поэтому, она, к сожалению, неизбежна...
«Неизбежна и взаимна. "Наши" тоже дискриминируют "ненаших", только вот возможностей у наших меньше. Поэтому наши и плачутся» - как заметил тогда один из моих френдов в ЖЖ.
Но… это не значит, что с этим нельзя бороться. И бороться с этим может каждый. Сейчас в садике у Шая есть лучший друган - Ошер. Он чернокожий.
А сначала…. Раньше над ними двумя смеялись. Над Шаем потому что он плохо разговаривает. А над Ошером за то, что он черный.
Шай хорошо дрался для любого возраста. Побьет кого-нибудь и садится плакать, поскольку остается непонятым.
А ещё они - как два не принятых постоянно ссорились друг с другом, под веселое гоготание всех остальных.
Вот откуда это у четырехлетних (тогда) детей?!
Шай вернулся домой один раз и сообщил, что у них есть мальчик Ошер. Но он некрасивый. Почему? Шай сказал: “Он чёйный”. Типа: ты чё сам не понимаешь?!
{banner_inner}
Другой раз придя из садика он сообщил, что дети говорят, что с Ошером нельзя дружить “Он чейный как каки”.
В следующий раз мы должны были ехать с Lena Kogan в Хайфу на лекцию. Я одел Шая, чтоб передать его дедушке. Говорю “какие у тебя красивые новые сандалики”. А он глядя на мои начищенные туфли: “А у тебя некрасивые”. Почему? Шай удивляясь: “Они чейные...” Рассказал в дороге Лене. Посмеялись.
Но вот вернувшись домой, я занялся Шаем без смеха. Вспомнил и нашел все мультики в пользу пролетарского интернационализма, буржуазного космополитизма и общечеловеческого гуманизма. И устроил Шаю промывку мозгов. И через несколько месяцев они стали давать отпор всей группе. А потом лидировать. И это правильно… Я так думаю.
И последнее. Работал со мной в одном партийном проекте лет 12 назад парень эфиоп, которого с моей легкой руки все называли “Пушкиным”. Однажды, мы были в ситуации “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Сидим сочиняем предъяву. Вдруг “Пушкин” начал советовать. И всё на очень хорошем юридическом уровне. Вызвало удивление. “Пушкин” говорит: “Я же юрист по образованию”.
Присмотрелся я к нему. Смышленый парень. Очень толковый.
Я его спрашиваю:
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.