В июле исполнилось 60 лет со дня создания Бюро по трудоустройству ("Лишкат а-авода"). В 1959 году поводом для этого стал высокий уровень безработицы, побудивший государство не только более активно создавать новые рабочие места, но и наводить мосты с работодателями и помогать людям приобретать востребованные профессии и т.д.
Кадр YouTube
С того времени утекло немало воды, и многие профессии, которые пользовались спросом и сулили надежный заработок, перестали существовать. В какой-то момент показалось, что и Бюро свое отжило - на рынке появилось множество компаний, оказывающих помощь в трудоустройстве, и возникло предложение закрыть или приватизировать ведомство. Тем не менее, оно продолжает существовать и справляться с вызовами, которые бросает время. А их, по словам гендиректора "Лишкат а-авода" Рами Граура, совсем немало.
С одной стороны, поясняет Граур, уровень безработицы в стране самый низкий за всю ее историю. С другой стороны, изменился состав и возраст соискателей работы. Наряду с демобилизованными солдатами, несколько лет назад на рынке резко возросло количество безработных в возрасте 50 лет и старше: это и те, кто был занят физическим трудом, и даже в куда большей степени - сотрудники хайтека, причем зачастую отнюдь не рядовые.
Владельцы высокотехнологических компании, говорит Рами Граур, не сентиментальны и без церемоний увольняют тех, кто, по их мнению, отработал свое, а его место тут же занимает молодой, полный идей и инициатив сотрудник, который вдобавок готов трудиться за меньшую зарплату. Как следствие, возникает стандартная ситуация, при которой 51-летний мужчина, проработавший 25 или даже более лет в одной компании, доросший до начальника отдела, а то и до заместителя гендиректора, оказывается на улице в полной растерянности. В первые месяцы он пробует разослать свою трудовую биографию ("корот-хаим") в различные фирмы, потом обращается в частные компании по трудоустройству… Но ему всюду объясняют, что на поиски новой работы по специальности у людей его возраста уходит до полтора года, и новое рабочее место будет куда менее оплачиваемым, чем то, которое он потерял. К тому же выясняется, что по сравнению с молодыми он действительно слегка отстал от жизни, незнаком с новыми направлениями хайтека, а подчас и с принятыми в этой отрасли стратегиями трудоустройства. Ну, хотя бы с теми же сайтами, на которых принято размещать свои трудовые биографии и рекомендации, причем желательно в как можно более эффектной форме.
Для многих потерявших работу специалистов хайтека это становится настоящим потрясением. Идти работать на предприятие или в охрану за минимальную зарплату они не готовы и нередко впадают в тяжелую депрессию. Для решения этой проблемы Бюро по трудоустройству создало специальную "теплицу" для бывших высокопоставленных сотрудников хайтека в возрасте 50+, где им помогают ликвидировать возникшее отставание в знаниях, если таковое имеется, вступить в контакт с потенциальными работодателями и в конце концов найти новую работу - пусть и не столь престижную, как раньше, но все же достаточно сопоставимую по всем параметрам и открывающую перспективы карьерного роста. Сейчас руководство Бюро по трудоустройству пытается добиться новых бюджетов для расширения своей деятельности на тех, кому 45+: по хайтеку прокатилась новая волна увольнений, затронувшая людей этой возрастной категории.
Относительно недавно аналогичная теплица была создана и для тех, кто предпочитает заниматься физическим трудом. Речь идет, в первую очередь, о демобилизованных солдатах и работниках закрывшихся периферийных предприятий, многие из которых перешагнули 50-летний барьер. Им предлагается широкий выбор курсов по переквалификации, причем по самым высокооплачиваемым и востребованным профессиям. Кстати, по всем прогнозам, в ближайшие десятилетия заработки высококвалифицированных рабочих и мастеров своего дела в различных отраслях будут возрастать.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня, на 61-м году своей деятельности, Бюро по трудоустройству пытается противостоять двум противоположным тенденциям: увеличению среднего возраста безработных – и требованиям повысить пенсионный барьер.
- Наша задача - убедить работодателей, что опыт значит не меньше, чем молодость, что человек старше 50-ти вполне может быть в курсе новаций и освоить их, а на некоторых рабочих местах, требующих более высокой степени ответственности и педантичности, люди такого возраста даже предпочтительнее, - говорит Рами Граур. - Безусловно, нам есть еще над чем работать, мы задумали немало проектов, но все будет зависеть от того, выделит ли на них правительство требуемые бюджеты. Убежден в одном: от нашей деятельности выигрывают и конкретные люди, и израильская экономика в целом.
Лев Пинскер/Новости недели/Израиль
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.