Аббас ГАЛЛЯМОВ,
политолог
Ссылаясь на очередное исследование Левада-центра, многие сегодня пишут про рост одобрения деятельности Путина. Дескать, за месяц оно поднялось с 68 до 70 процентов. Здесь, однако, стоит обратить внимание на то, что, согласно данным ФОМ, за этот же период времени электоральный рейтинг президента снизился с 45 до 44 процентов.
Как видим, одобрение деятельности и электоральный рейтинг — это далеко не одно и то же. В чем разница? Первое — это скорее реакция на текучку. Вот звонит полстер и спрашивает: «Одобряете ли вы деятельность президента?» Человек лихорадочно начинает соображать, а что он, собственно, про эту самую деятельность думает. В первую очередь он вспоминает последние новости: вот Путин встречается с представителями калининградской общественности; вот он укрепляет позиции России на Ближнем Востоке; вот заявляет, что надо ужесточить наказание медиков за врачебные ошибки; а вот предлагает создавать студенческие медотряды. Ну вроде все хорошо, человек со всем этим согласен; к тому же в новостях и подача позитивная, и комментарии экспертов лояльные. В этой ситуации человек естественно говорит, что он деятельность Путина одобряет.
Совсем другая картина — когда человека спрашивают, собирается ли он голосовать за Путина. В этом случае он вспоминает не только вчерашний выпуск новостей, но и многие другие вещи: собственные ощущения; свой уровень жизни; давние завышенные ожидания; нереализованные обещания; надежды и разочарования. Короче, это как разница между телевизионной картинкой и реальной жизнью.
И самое главное — принимая решение о том, за кого он будет голосовать, человек начинает задумываться о будущем.
Здесь надо понимать, что хотя рейтинг президента может оставаться устойчивым; мотивация, лежащая в его основе, может сильно меняться, не всегда проявляясь при этом в количественных социологических данных. Очевидно, что природа поддержки Путина за последние годы сильно поменялась. Ещё несколько лет назад это была надежда. Люди надеялись, что президент приведёт их в счастливое будущее. Сейчас такого оптимизма нет. В светлое будущее люди уже не очень верят. Теперь они за Путина, потому что боятся, что без него станет еще хуже. Природа поддержки президента изменилась. По своей сути она теперь носит не позитивный, а негативный характер. Человек не столько надеется на будущее, сколько этого будущего страшится.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.