29 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Максимовича Примакова. Свою оценку личности Примакова, его деятельности на высших государственных постах, а также о своих встречах с Евгением Максимовичем рассказывает в студии телеканала Iton-TV Яков Кедми, экс-глава "Натив". Ведущий - Марк Горин.
Текстовая версия программы "Особая папка". Посмотреть программу
Марк Горин: Друзья, мы с вами на канале ITON-TV, в программе «Особая папка». Меня зовут Марк Горин, со мной в студии мой компетентный собеседник Яков Кедми.
Марк Горин: - Яша, в эти дни исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Максимовича Примакова, - обращающая на себя внимание дата, яркий, известный человек, крупный советский, затем – российский политический и государственный деятель. Успешно начинал в журналистике, сделал серьезную карьеру в науке, как востоковед, стал академиком. Уже в новые времена возглавил внешнюю разведку России, был и ее премьер-министром. Начнем с вопроса, который часто задают. Он ведь был нашим соплеменником?
Яков Кедми: - Да, он еврейи по папе, и по маме. Примаков – фамилия его приемного отца. Но для него это роли не играло. Он вырос в Тбилиси, городе интернациональном, в русскоязычной семье… Считал себя советским человеком, принадлежащим русской культуре… В генетические подробности он не вникал. Кроме нескольких евреев и израильтян его еврейство никого не интересовало. Советская власть в нем еврея не видела.
Марк Горин: - Яша, понятно, что, много лет занимаясь Ближним Востоком, Примаков не мог не соприкасаться с интересами Израиля на тех или иных этапах его истории. Что можно сказать о его подходе к этой тематике? Ведь ты с ним встречался?
Яков Кедми: - Да, я встречался с ним, но уже в период, когда он был премьер-министром. Хотя, на предыдущих этапах его карьеры я по долгу службы наблюдал за его работой. Это был исключительно образованный и культурный человек с прекрасной лексикой и широтой кругозора. Не выносил грубости и хамства. Но это был - советский человек и человек своего времени, хотя и нередко опережал его.
Он глубоко разбирался в ближневосточной политике, у него были прекрасные контакты с лидерами арабских стран - с Саддамом Хусейном, Насером, отличные отношения с курдами… Он приезжал и к нам, встречался с Голдой Меир и Моше Даяном. Когда не было дипотношений между СССР и Израилем именно Примаков стал тем человеком, который осуществлял контакты с нашими лидерами. С ним приезжал представитель Первого разведуправления КГБ, который занимался Израилем по своей линии и на своем уровне, но основную политическую тему вел Примаков.
Надо полагать, он и формулировал основные подходы по взаимоотношениям между Москвой и Иерусалимом. Как в эпоху позднего СССР, так и в дальнейшем, став министром иностранных дел России. Он был очень сильным главой МИД, пожалуй, самый интересный после Горчакова. И сегодняшние принципы отношений между нашими странами, видимо, были заложены им. Потом он стал выдающимся премьер-министром, спасшим экономику Росси
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.