В рамках совместного с Научно-просветительным центром «Холокост» проекта «Авторы Победы: последние страницы войны» мы продолжаем публикацию писем и дневников последних недель Великой Отечественной. Большинство из публикуемых документов было передано в Архив Центра «Холокост» из семейных архивов граждан постсоветских республик, Израиля и США. В изданных Центром пяти сборниках «Сохрани мои письма…» в 2007–2019 годах было опубликовано свыше 1500 писем и 1000 фотографий, около 30 дневников — в том числе присланных из Иерусалима, Тель-Авива, Хадеры, Реховота и Ашдода. Просим наших читателей направлять в Центр «Холокост» оригиналы и электронные копии своих семейных реликвий по адресам: romazhigun@mail.ru или arch-holofond@mail.ru
15 апреля 1945 года
«Обидно не участвовать в финале»
Давид Минскер
15 апреля 1945 года наши войска продолжали наступление северо-западнее и западнее Кёнигсберга, продвинувшись на 15 километров и очистив от противника часть Земландского полуострова. Ожесточённые бои шли в лесах, у побережья залива Фриш-Гаф. В них принимали участие братья Гринкруг, воинские части которых ненадолго оказались совсем рядом. За плечами связиста, ефрейтора Соломона Моисеевича Гринкруга, родившегося под Минском в 1913 году, было участие в Польской и Финской кампаниях 1939–1940 годов. На фронтах Великой Отечественной — с первых дней войны. Был ранен и контужен, награждён медалью «За отвагу» и представлен к ордену Красной Звезды (награждён 30 апреля 1945-го — в один день с младшим братом Ефимом). Жена и ребёнок Соломона погибли в оккупации.
Возможно, там же, в Германии или в Чехословакии, где сражалась в эти дни его 38-я армия, мог быть и его близкий родственник — фотокорреспондент «Красной Звезды» и газеты 38-й армии «За счастье Родины» Давид Абрамович Минскер. В этих газетах в 1941–1943 годах публиковались его снимки: от оборонительных сражений в Белоруссии до Сталинградской битвы и освобождения Киева. Но под Винницей, в январе 1944 года, Давид Минскер получил тяжёлое ранение правой руки; до апреля 1945-го находился в госпитале в Москве. Руку удалось сохранить, но кисть и пальцы остались неподвижными. В 1945 году в Кремле Минскеру вручили орден Отечественной войныI степени. Он был уволен в запас как инвалид войны, в звании капитана, но сумел остаться в профессии. Затвор его фотоаппарата «Лейка», с которым он прошёл по дорогам войны, был специально переделан под левую руку.
Записть в наградном листе Соломона Гринкруга с упоминанием гибели его родных
Письмо Давиду Минскеру от Соломона Гринкруга, мечтавшего о водружении победного знамени над Берлином, передаёт ощущение близкого окончания войны. До Победы оставалось 24 дня.
Здравствуй, родной Давид!
Не писал долго по причине болезни пальца, теперь он немного зажил, и я решил написать тебе пару слов. Я уже, кажется, тебе писал, что нам сейчас досталась скучная служба, в каком смысле ты, наверное, догадаешься. Живу неплохо, чувствую себя хорошо. Обидно, что, наверное, не придется участвовать в финале, т. е. непосредственном участии — водружении Знамени Победы над Берлином. От Ефима получаю письма, где он, сейчас не знаю. Пойми, какая досада — недавно он мне написал о своём местонахождении, оно оказалась 10 километрах от того места, куда мы приехали, но к этому времени ихней части здесь уже не оказалось. Вот что значит на войне быть друг около друга и не увидеться.
Родной! <…> Пиши, что нового у тебя, как дела с рукой? Куда устроился на работу? Как живут Лена и детки, сердечный им привет. Желаю тебе наилучших успехов и здоровья в дальнейшей жизни.
Будь здоров, Соломон».
Публикацию подготовили сотрудники Центра «Холокост» Илья Альтман и Леонид Тёрушкин.
Источник http://holocf.ru
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.