В рамках совместного с Научно-просветительным центром «Холокост» проекта «Авторы Победы: последние страницы войны» мы продолжаем публикацию писем и дневников последних недель Великой Отечественной. Большинство из публикуемых документов было передано в Архив Центра «Холокост» из семейных архивов граждан постсоветских республик, Израиля и США. В изданных Центром пяти сборниках «Сохрани мои письма…» в 2007–2019 годах было опубликовано свыше 1500 писем и 1000 фотографий, около 30 дневников — в том числе присланных из Иерусалима, Тель-Авива, Хадеры, Реховота и Ашдода. Просим наших читателей направлять в Центр «Холокост» оригиналы и электронные копии своих семейных реликвий по адресам: romazhigun@mail.ru илиarch-holofond@mail.ru
6 мая 1945 года
В этот день на сутки раньше намеченного срока началась Пражская наступательная операция 1-го Украинского, 2-го Украинского и 4-го Украинского фронтов и 1-го Чехословацкого армейского корпуса.
Капитулировал гарнизон Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша), укрепленный форпост, который Красная Армия оставила в своём глубоком тылу.
В Москве произведён салют в честь войск 2-го Белорусского фронта, овладевших островом Рюген. Войска 4-го Украинского фронта заняли город Штернберг и вышли на подступы к городу Оломоуц.
«НЕУЖЕЛИ ЗАБЫЛА? ПРОСТО НЕ ВЕРИТСЯ»
Иосиф Григорьевич Барон
Иосиф Григорьевич Барон родился в 1922 году в Шаргороде Винницкой области. Окончил Омский мединститут. На фронте с 1943 года. Командир санитарной роты, врач токсико-терапевтической группы отдельной роты медицинского усиления 234-й стрелковой дивизии. В сентябре 1944 года был ранен. Капитан медицинской службы. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». После войны жил в Москве, полковник медицинской службы.
То, чем на фронте занимался Иосиф Барон, может быть в полной мере оценено в наши дни. Должность санитарных инспекторов-гигиенистов была введена в начале 1942 года. Они решали вопросы, связанные с организацией питания и водоснабжения войск, размещением их в полевых условиях, санитарной очисткой территории, санитарным обеспечением перевозок войск железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, личной гигиеной военнослужащих, а также проведением санитарной разведки по местам передвижения войск.
Были созданы специальные чрезвычайные комиссии по борьбе с тифом, по вакцинации, дезобработке и помывке населения и освобождённых узников концлагерей. Войска на освобождённых территориях отгораживались от местных карантинной полосой. Приоритетным был контроль за качеством воды — немцы нередко оставляли колодцы в непригодном для использования состоянии. Важную роль играло своевременное выявление, диагностика и изоляция заразных больных, а также лечению их на месте, в районах возникновения заболеваний.
Совместно с военно-медицинской службой Красной Армии гигиенисты и эпидемиологи за 4 года войны вернули в строй 17 миллиона человек — 72,3 % всех раненых и около 90% больных. 210 601 медик погиб на фронте; из них 88,2% — на переднем крае.
Как видно из дневниковой записи Иосифа Барона, сами медики, трудившиеся в очень сложных условиях, были подвержены инфекционным заболеваниям. Эту запись в своем дневнике он сделал за три дня до Победы:
«6 мая 1945 г.
Завтра СЭГ[сортировочно-эвакуационный госпиталь] переезжает в р[айо]н Берлина, я же остаюсь с гр[уппой] нетранспортабельных. Вчера познакомился с одной миловидной девушкой: Анной Копыловой, но она, очевидно, завтра уезжает. Очень жаль.
Письма стал получать очень редко. Самочувствие мо` ниже удовлетворительного — это объясняется тем, что я уже вот 2-й месяц страдаю поносом. Живу сейчас в очень хорошей комнатке один, вечером читаю.
Кроме того, меня сейчас беспокоит длительное отсутствие писем от Сарры. Неужели забыла? Просто не верится».(Сохрани мои письма… Вып. 4. М., 2016. С. 254.)
Даже когда на улицах Берлина наступила тишина, у медиков было много работы. В наградном листе Иосифа Григорьевича Барона читаем: «С 25 апреля по 14 мая работал с СЭГ-4526, где обслуживал раненых, подготавливая их к эвакуации. Число подготовленных — до 700 человек. С 15 мая по настоящее время тов. Барон работает на пункте репатриированных при 33 ОДЭБ[отдельный дорожно-эксплуатационный батальон], где находилось до 11 тысяч иностранцев. При личном его участии развернут стационар на 40 человек, где обслуживаются стационарные больные и ежедневно обслуживалось им до 80 чел. амбулаторных больных».
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.