Антирасизм в США превратился в кнут, которым бьют любых несогласных: и консерваторов-христиан, и просто недовольных «политкорректностью». Главные борцы с расизмом нынче — привилегированные белые из университетов и газет, легко клеящие ярлык расистов оппонентам. Включая афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки, оказавшихся консервативнее своих «спасителей».
В колонке для газеты «Уолл-стрит джорнел» автор Джерард Бейкер утверждает, что история Ахмода Арбери вновь и вновь преподает нам урок на важную тему — что нам можно и что нам нельзя говорить о расе и преступности в Америке. Статья платная — чтобы ее прочесть в Интернете, нужно заплатить деньги. Но вот отрывок:
«Вы наверняка уже слышали об Ахмоде Арбери (Ahmaud Arbery) — в феврале 25-летнего чернокожего парня застрелили на улице в Брансуике, штат Джорджия. Поначалу прокуратура отказалась выдвигать обвинения по этому делу, сочтя, что предполагаемые преступники, отец и сын Грегори и Трэвис Макмайклы (Gregory, Travis McMichael), оба белые, применяли законную силу. Но затем всплыло видео инцидента: в нем Макмайклы застреливают бегущего по улице безоружного чернокожего мужчину в упор. Теперь обоим предъявлено обвинение в убийстве.
Но вы наверняка не слышали о трагедии Пола и Лидии Марино. Это была такая супружеская пара пожилых людей, 86 и 85 лет от роду. И оба были застрелены неделю назад, когда они посещали кладбище для ветеранов в городе Бер, штат Делавэр, где покоится их сын, умерший в 2017-м году. Властям пока не удалось установить мотивы, из-за которых стариков застрелили. Но тем не менее был обнаружен подозреваемый — Шелдон Фрэнсис, 29-летний чернокожий американец. Впоследствии его найдут мертвым после перестрелки с полицией.
Насколько я могу судить — а я сужу по наборам статей на эту тему в газетах и по поиску в Интернете — смерть супругов Марино, двух белых людей, прошла для СМИ столь же незаметно, как перед этим их жизнь. А вот смерть мистера Арбери, напротив, стала для СМИ кладом. Люди, которые контролируют наше общение в публичной сфере, решили сделать из этой смерти момент для изучения в школах.
Убийству и его подоплеке были посвящены миллионы слов. Как его только ни называли — вплоть до «линчевания». Нам в очередной раз напомнили о неравном и унизительном обращении с меньшинствами. Сказали, что убийство для молодых американских негров — повседневная реальность. «Обучающий момент» превратился в непрерывную и повсеместную серию лекций о глубоко расистских корнях Америки.
Всей правды об убийствах мы еще не выяснили. Гибель мистера Арбери была безобразной: что бы он ни делал на улице тем солнечным днем, как уверяют убийцы и их соседи, смертельной пули он явно не заслуживал. Был ли у убийц расистский мотив, мы скоро узнаем.
Может так статься, что и убийство пары Марино было случайным актом насилия, делом рук маньяка или банальным грабежом, который, вопреки первоначальному плану, превратился в дикое убийство. Но как бы дела ни обстояли на самом деле, бьюсь об заклад, мы не услышим о каких-то новых расследованиях по этому делу".
Конец цитаты из Джерарда Бейкера.
Факты подгоняют под "нарратив"
Бейкер далее цитирует самую свежую статистику департамента юстиции (самая свежая — за 2018-й год), показывающую, что чернокожие в два раза чаще становятся жертвами «преступлений ненависти» против них, чем белокожие жители США. «Но если вы сделаете в цифрах поправку на относительные размеры черного меньшинства и белого большинства в населении США, — пишет Бейкер,- то вы увидите: черные на 50 процентов «пере-представлены» своей долей в среде убийц, движимых расовой ненавистью, в то время как белые на 25 процентов «недопредставлены».
Мысль, которую Бейкер пытается донести до своего читателя, — речь идет о нарративе, о том, в какое общее повествование мы укладываем факты. А если быть совсем откровенно точным: убийство черного бегуна трусцой Ахмода Арбери — и вправду жуткая история — хорошо резонирует с уже господствующим в СМИ нарративом о страдающем черном населении. Убийство Арбери стало еще одной возможностью педалировать все тот же нарратив. Но напоминание о статистике убийств — это не просто желание со стороны Бейкера задать вопрос «А как насчет?…» Это вполне разумная постановка вопроса по поводу того, как мы говорим о преступлениях на почве ненависти в наших масс-медиа. Он говорит: ни один честный человек не может отрицать, что антинегритянский расизм существует в США. Но, продолжает он, систематическое искажение фактов, выбор историй для рассказа (а также и для умолчания), рутинное исключение из повествования противоречащих заранее определенному выводу фактов — все эти вещи делают разговор о расизме намного труднее.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.