Израиль, ХАМАС и Египет уже давно ведут спор о том, куда следует двигаться Газе. Недавно в этой дискуссии появился еще один неожиданный элемент – вопрос о разработке морского газового месторождения у побережья Газы. Кто должен быть выгодополучателем данного месторождения?
Сейчас речь идет о том, что разработка будет осуществляться под патронажем Восточного Средиземноморского газового форума, созданного в прошлом году в Каире. Такое решение помогло бы преодолеть внутрипалестинский политический кризис, раскол между ХАМАСом и властями автономии. Также разработка месторождения помогла бы решить энергетические проблемы сектора Газы.
Газовое месторождение было открыто в 2000 году на расстоянии 36 километров от берега. Оно залегает на глубине 600 метров под поверхностью, а его объем оценивается в 28,3 миллиарда кубометров природного газа. Месторождение считается небольшим по меркам ближневосточного региона, но все-таки его разработка остается коммерчески выгодной.
Месторождение было открыто компанией British Gas, а впоследствии выкуплено компанией Shell. Когда выяснилось, что перспективы разработки месторождения сомнительны, вследствие внутренних политических проблем, Shell продала свою долю в компании властям Палестинской автономии, которая создала «Палестинско-ливанскую компания подрядчиков».
Было проведено много переговоров об участии морского флота Израиля в разработке месторождения, однако после захвата ХАМАСом власти в секторе попытки приступить к работам были прекращены. В 2013 году госсекретарь США Джон Керри безуспешно пытался продвинуть идею израильско-палестинского мира (одним из «пряников» в договоре должна была стать разработка месторождения), но из этого ничего не вышло.
Министр энергетики Юваль Штайниц в январе этого года участвовал в работах Восточного Средиземноморского газового форума в Каире. Он рассказал, что ведутся переговоры между Израилем и властями Палестинской автономии относительно продажи газа из месторождения на Западный берег. Никаких подробностей о переговорах не сообщали ни израильская сторона, ни автономия.
Разумеется, в разработке месторождения прежде всего заинтересован Израиль – это сделало бы невозможным ведение военных действий со стороны ХАМАСа. С арабской стороны существуют два игрока – ХАМАС и власти Палестинской автономии. Власть в автономии слабеет, поскольку стареет Махмуд Аббас. Выгодный договор по эксплуатации месторождения, который будет учитывать интересы властей Палестинской автономии, был бы выгоден Аббасу.
Восточный Средиземноморский форум, созданный в начале 2019 года, включает в себя семь членов - Египет, Израиль, Грецию, Кипр, Италию, Иорданию и Палестинскую автономию (но не ХАМАС). Форум также поддерживается Евросоюзом и США.
Ключевым игроком на этом поле является Египет, который хочет играть роль региональной энергетической развязки. Компания Shell, хотя и продавшая свою долю в морском месторождении, по-прежнему активно работает в регионе – она обладает 30 процентами от кипрского месторождения «Афродита», а также владеет заводами по сжижению газа в Египте.
В этой игре только один игрок не слишком заинтересован в разработке месторождения – ХАМАС. Проблема заключается в том, что сектор Газы продавать свой газ сможет только через Израиль. Может быть, имеет смысл дать возможность прямого подключения к газопроводу, по которому Израиль уже поставляет газ в Египет? Но захочет ли ХАМАС делиться доходами с Палестинской автономией – а ведь по закону ей принадлежит и месторождение, и главное – власти ПА являются членами форума?
Тем не менее разработка морского месторождения у сектора Газы могла бы создать экономическое благополучие сектора, тем самым разрешив длительный кровавый конфликт в регионе.
Михаэль ХАРАРИ
Джерузалем пост - Новости недели (Израиль)
Фото - Кадр youtube
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.