Как победа Израиля в шестидневной войне 1967 года отразилась на выезде евреев из СССР? Почему Израиль был категорически против захвата и угона самолета группой советских евреев в 1970 году? Как «самолетное дело» поставило в международную повестку дня проблему выезда евреев из СССР? Почему руководство «Натива» того времени боялось СССР? Какую цель преследовали американские еврейские организации, требовавшие разрешить выезд евреев из СССР? На эти и другие вопросы в эфире ITON.TV отвечает военно-политический эксперт, экс-глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми. Ведущий программы Александр Вальдман.
Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы "Особая папка"
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Друзья, мы с вами на каналеITON-TV, в программе «Особая папка».
Меня зовут Александр Вальдман. А у нас, в тель-авивской студии наш компетентный собеседник Яков Кедми.
- Яша, на днях состоялась очередная годовщина знаменитой «6-дневной войны», а буквально 15 июня исполнилось 50 лет тому самому «Самолетному делу», когда 16 советских евреев решили угнать самолет, чтобы улететь на нем в Швецию, а оттуда – в Израиль. Группа формировалась в Ленинграде, ныне - Санкт-Петербурге.
Все участники акции были еще до взлета самолета арестованы, состоялся суд. Двоим – Кузнецову и Дымшицу дали смертную казнь, остальным – различные сроки заключения.
Принято считать, что оба эти события сыграли решающую роль в возникновении массовой репатриации евреев в Израиль.
В своей книге «Безнадежные войны» вы говорите, что в 67-м году наступило своеобразное просветление; а открытая борьба за право выехать в Израиль, честь открытия которой, - как вы пишете, - была предоставлена вам, началась гораздо раньше…
- Да, открытая борьба за право выехать в Израиль началась до 67-го года и без всякой связи с «6-дневной» войной. Алия началась с 65-го года, но была прекращена в результате разрыва дипотношений после войны 67-го года.
Затем она вновь началась в августе 68-го, но поскольку не было дипотношений, уезжающие лишались советского гражданства. Но разрыв дипотношений лишил Израиль представительства в Москве и прямой связи с советскими евреями (положительной и сдерживающей), что привело к еще большему антагонизму между ними и властью в СССР, гражданами которой они были.
Второе: Шестидневная война поставила Израиль в центр внимания и интересов еврейского народа во всем мире, чего не было раньше.
И третье: еще перед «6-дневной войной» начало нарастать движение евреев за право выезда «на историческую родину», поэтому стали выпускать понемногу с 65-го года, чтобы снять напряжение. Я же сделал то, чего не делали другие - потребовал выезда в Израиль, заявив, что это – мое право. Война подхлестнула это движение, особенно среди еврейской молодежи. Перед нами встал вопрос: наши сверстники в Израиле рискуют жизнью за еврейскую страну; а мы что? Проблема выезда и борьбы за выезд стала в СССР основной еврейской темой. Я лично был готов еще до "6-дневной войны" идти до конца и прямо говорил: если не дадут выезд, я откажусь от советского гражданства.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.