Турция становится все более серьезной угрозой безопасности для Израиля. Недавно Эрдоган провозгласил, что намерен "освободить" Аль-Аксу
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Набирающий силу поток агрессивной антиизраильской риторики со стороны турецкой политической элиты становится все более очевидной угрозой для Израиля и региональной стабильности. Эта риторика сочетает крайний национализм и религиозное подстрекательство.
Не успел Эрдоган объявить о превращении собора Святой Софии, как последовало новое заявление от турецкого правителя. Следующим шагом Турции, объявил он, станет "освобождение мечети Аль-Аксы". В последние месяцы министерство по делам религий Турции и представители правительства постоянно заявляют, что намерены "объединить исламскую общину" (умму) против Израиля.
Эта демагогия все больше напоминает иранскую антиизраильскую риторику в 70-х годах, которая впоследствии превратилась в экзистенциональную угрозу еврейскому государству. Причина ненависти к Израилю лежит на поверхности. Как и иранское руководство, движение "Мусульманские братья", к которому принадлежит правящая в Турции Партия справедливости и развития, рассматривает мир через призму догм фундаменталистского ислама. Как и иранские муллы, "Мусульманские братья" делят мир на "исламскую умму" и остальное человечество. Израиль рассматривается, как инородное тело на теле мусульманского мира и потому должен быть уничтожен.
Есть и политический аспект проблемы: и для Ирана и для Турции рост религиозного экстремизма позволяет мобилизовать регион против "сионистского образования" и тем самым, позиционировать себя в качестве авангарда исламского мира.
На протяжении многих лет, военно-политический истеблишмент Израиля отталкивался от постулата, что Иран представляет стратегическую угрозу Израилю, в то время как Израиль и Турцию связывают партнерские отношения. Этот взгляд доминировал даже после того, как Эрдоган и его партия пришли к власти и начали систематическое антиизраильское подстрекательство. Кризис 2009 года, последовавший после операции ЦАХАЛа в Газе в 2009 году, изменил эту парадигму. С того времени началось неуклонное ухудшение отношений между двумя странами, еще совсем недавно считавшихся стратегическими партнерами. И это отражалось на всем спектре двусторонних отношений.
В Турции параллельно с растущими антиизраильскими настроениями все больше распространяется классический антисемитизм, сопровождаемый конспиративными теориями о еврейско-сионистском заговоре. При поддержке властей все большую силу обретали исламистские организации, совершавшие антиизраильские акции и раздувавшие антиизраильскую истерию. Одна из них, Фонд защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи (IHH), организовала "флотилию Свободы" во главе с судном "Мави Мармара". Девять активистов этой группировки были убиты израильскими десантниками, подвергшихся нападению боевиков, во время штурма судна, пытавшегося прорвать блокаду Газы.
Сегодня Турция – ближайший союзник и спонсор ХАМАСа. В этом отношении интересы страны совпадают с интересами Ирана, который стремится вытеснить США и их союзников из региона. Обе страны превратили Иерусалим ("эль-Кудс") в главный фокус своей внешней политики, объединяя вокруг себя радикальный суннитский и шиитский мир, и соревнуются в антиизраильской демагогии. После переноса Дональдом Трампом американского посольства в Иерусалим, Турция взяла на себя роль главного критика США в исламском мире и созвала лидеров мусульманских стран на конференцию, осуждающую это решение. Сегодня Анкара выступает в роли авангарда антиизраильского движения по противодействию планируемой аннексии.
Угрозы Турции в адрес нашей страны не ограничиваются риторикой. Эрдоган и его партия оказывают прямую помощь враждебным Израилю террористическим группировкам, типа ХАМАСа, и готовят новые провокации, наподобие "флотилии по прорыву блокады". Попытки достичь примирения с нынешними турецкими властями не принесли успеха, и Эрдоган, опьяненный реваншизмом, воинствующим национализмом и религиозной идеологией, все больше готов использовать силу для достижения своих целей. Растущий милитаризм стал характерной чертой нынешнего режима: повсюду на Ближнем Востоке и в Северной Африке Турция демонстрирует силу или готовность прибегнуть к силе, активно вмешиваясь во всевозможные конфликты.
Одной из целей режима этой страны стало укрепление своих позиций в Восточном Иерусалиме, где посредством ХАМАСа Анкара стремится установить контроль над религиозными и общественными институтами. Недавно муниципалитет Иерусалима распорядился убрать мемориальную доску, прославлявшую деятельность протурецких организаций в городе. Данная мемориальная доска подчеркивала роль Турции в период Османской империи, и таким образом, обосновывала нынешние притязания Эрдогана в городе трех религий.
С каждым днем Турция ведет себя все более воинственно и напористо в отношении как своих соседей, и так стран, расположенных далеко за ее пределами. И аппетит Эрдогана, похоже, только увеличивается, поскольку его действия практически не встречают сопротивления. Турецкие ВВС безнаказанно бомбят Сирию и Ирак. Эрдоган посылает наемников, военную технику, боевые корабли и самолеты в Ливию. Хотя эти действия выглядят разрозненными, они имеют общий знаменатель: стремление Турции стать гегемоном на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Для Израиля это создает прямую угрозу, поскольку, стремясь полностью контролировать Восточное Средиземноморье, Эрдоган пытается сорвать реализацию израильско-греческого соглашения о поставках энергоносителей в Европу, подписанного ранее в этом году.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.