В пятницу, 28 августа, предприниматель-миллиардер собирается представить прототип своего интерфейса «мозг-компьютер», который однажды можно будет внедрить в голову, сделав из людей киборгов, пишет автор.
Внаучно-фантастическом цикле «Культура» шотландский писатель Иэн Бэнкс (Iain Banks) мечтает о межгалактическом обществе будущего, где интеллект выйдет на новый уровень благодаря интерфейсу «мозг-компьютер», а в черепа будет вшито так называемое «нейронное кружево».
Для Илона Маска, миллиардера, исполнительного директора компаний «Тесла» и «СпейсЭкс» и известного энтузиаста нейронного кружева, предложить собственную версию было вопросом решенным. Для этого в 2016 году он втайне запустил фирму «Невралинк» (Neuralink), — чтобы исследовать потенциал технологий.
Четыре года спустя Маск готов продемонстрировать свои планы по взлому человеческого мозга всему миру. В пятницу предприниматель представит прототип устройства, которое однажды можно будет внедрить нам в головы, сделав из нас киборгов.
Причины Маском движут двоякие. На одном уровне он видит вживленный медицинский чип с интерфейсом мозг-компьютер, который поможет нам разобраться в
На более глубоком уровне предполагается, что чип увеличит мощность человеческого мозга и позволит нам идти в ногу с будущим, сформированным искусственным интеллектом. Ранее Маск утверждал, что мы останемся далеко позади даже в «благоприятном» сценарии. «Если не можешь победить, присоединяйся», — заявил он однажды об искусственном интеллекте.
Но как именно он будет работать, оправдает ли ажиотаж и для чего будет использоваться? Несмотря на скудность подробностей, некоторое представление о механике чипа «Невралинк» все же имеется.
Так, утверждается, что чип размером четыре на четыре миллиметра будет соединяться с мозгом тысячей «нитей» тоньше человеческого волоса через четыре отверстия, просверленных в черепе. «Пришитые» к нитям электроды смогут улавливать электрические сигналы от нейронов, — они указывают на мозговую активность, которая затем преобразуется в движение или поведение.
С медицинской стороны ранние версии имплантата позволили парализованным пациентам управлять смартфонами. Более поздние версии смогут лечить болезнь Паркинсона на основе существующих процедур.
Помимо терапевтических применений, цель Маска — развитие человеческого интеллекта с помощью чипа. Он отводит ему место на лимбической системе, наиболее примитивной части мозга, и коре головного мозга, в качестве этакого третьего слоя, повышающего интеллект.
Некоторые ученые смотрят на открывающиеся перспективы с оптимизмом. Глава отдела наук о мозге Имперского колледжа Лондона профессор Пол Мэтьюз (Paul Matthews), считает, что расшифровка сигналов мозга — проблема скорее инженерная, и Маск намерен ее преодолеть.
«Если у вас очень толстый электрод и вы записываете данные с сотен нервных клеток, то понять, как они общаются между собой, будет непросто, — говорит он. — Но если сосредоточитесь на одном или нескольких, то декодировать станет легче».
Тому, что пытается осуществить Маск, уже есть прецедент. «БрейнГейт» (BrainGate), коллектив исследователей из ведущих университетов США, начал клинические испытания интерфейса мозг-компьютер с аналогичными амбициями.
Имплантируя чип в мозг, как предложил Маск, коллектив «БрейнГейта» намерен с помощью технологии восстановить коммуникации и мобильность у людей с неврологическими расстройствами вроде болезни двигательных нейронов или утративших их в результате травмы.
В одном испытании микроэлектроды чипа и компьютер смогли в реальном времени «декодировать» нейронные сигналы пациентов с параличом руки, благодаря чему те смогли управлять курсором на экране компьютера, «просто думая о движении».
«Сегодня эта технология существует не только как доказательство записи множества нейтронов мозга, а расшифровывает их и дает нам понимание того, как ограниченная часть мозга производит вычисления», — объясняет Мэтьюз.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.