В последние недели и месяцы внимание израильтян по понятным причинам привлекали две страны Персидского залива - ОАЭ и Бахрейн. Однако происходили также события, связанные с их соседями из числа важных региональных игроков, Катаром и Кувейтом
Данный термин появился в 1989 году, и в первой пятерке его обладателей оказался Израиль. Среди арабских стран этот статус присвоен Тунису, Марокко, Египту, Иордании, Кувейту и Бахрейну. Он подразумевает различные преференции в отношениях с США, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, включая доступ к различным американским технологиям и вооружениям, которые не предназначены, если можно так выразиться, для более широкого круга.
Можно предположить, что между катарским запросом на истребители и вероятным приемом в основные союзники есть прямая связь. В Пентагоне и Белом доме пока не комментировали ситуацию. Ходят слухи, что Вашингтон пытается подтолкнуть Доху к нормализации отношений с Израилем, как это сделали ОАЭ, а укрепление союзнических связей и F-35 - это якобы возможные стимулы. Так оно или нет, но факт, что даже возможность приобретения данного самолета выносится на повестку дня, имеет гигантский минус. У Катара довольно тесные отношения с Израилем, в частности, по проблеме Газы, но необходимо ясно отдавать себе отчет: несмотря на относительно умеренную политику, эмир Катара Тамим бин-Хамад бин-Халифа аль-Тани является сторонником движения "Братья-мусульмане" и его спонсором со всеми вытекающими последствиями. Он же - главная финансовая опора эрдогановской Турции с ее трещащей по швам экономикой, которую сегодня однозначно можно считать угрозой Израилю и стабильности во всем регионе. Нетрудно, например, догадаться, кто финансирует действия Анкары в Ливии, включая переправу туда сирийских наемников. Именно поддержка "Братьев-мусульман" во всем регионе и использование против других арабских режимов такого информационного оружия, как телекомпания "Аль-Джазира", привело Доху к тому, что Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет воспринимают Катар как врага и даже взяли его в своего рода осаду. Если американцы продадут F-35 такому специфическому режиму, как катарский (очень надеюсь, что этого не произойдет), то проблему составит даже не то, что это очень плохо само по себе. Будут сломаны все преграды, и как после этого не продать те же самолеты Саудовской Аравии и иже с ней? Иными словами, техническое превосходство Израиля в небе региона будет в значительной степени утрачено.
Напомню к слову, что если в скором времени правительство решится на закупку для наших ВВС 3-й эскадрильи F-35, то примерно к концу нынешнего десятилетия их число в ЦАХАЛе достигнет всего лишь 75 единиц, то есть треть или менее общего парка боевых самолетов. Остальные - F-15 и F-16 4-го поколения, для которых встреча в гипотетическом воздушном бою с F-35 в подавляющем большинстве сценариев окажется летальной. Возможное присвоение Катару статуса "Основного союзника вне НАТО" тоже не вызывает особого энтузиазма из-за активных исламистских наклонностей эмира, хотя Доха и без того является важнейшим партнером американцев, которые держат в Катаре свою крупнейшую на Ближнем Востоке военную базу с восьмитысячным персоналом.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.