2 декабря, после продолжавшегося более двух недель перехода из немецкого порта Киль, в Хайфу прибыл построенный в Германии корвет типа "Саар-6" - "Маген" ("Щит"). Таким образом, в истории израильского флота наступила, без преувеличения, новая эра. "Маген" - первый из четырех закупленных корветов, остальные три, если все пройдет по оптимистичному сценарию, прибудут поочередно до мая.
Церемония встречи корабля в порту была событием неординарным, что подтверждалось присутствием на ней не только флотского командования, но также начальника генштаба и президента страны. Почему же прибытию "Магена" в частности и закупке четырех кораблей данного типа придается столь большое значение?
Долгие годы израильский флот был далеко не на первом месте в шкале приоритетов в том, что касается приобретения основных надводных платформ. Соседние же страны, особенно Египет и Турция, очень активно развивают свои ВМС. Отметим также, что практически весь импорт поступает в Израиль по морю, а значит, флотом пренебрегать никак нельзя.
В первой половине 1990-х наша страна получила три корвета американского производства типа "Саар-5" водоизмещением чуть более 1200 тонн, которые стали самыми крупными кораблями израильских ВМС. Однако величина - понятие относительное, а "Саар-5" – небольшие корабли с присущими их размерам ограничениями. Например, они располагали системами ПВО лишь ближнего радиуса действия ЗРК "Барак-1", имеющими дальность до 10 км. Кроме того, у Израиля были ракетные катера собственного производства "Саар – 4,5" (водоизмещение 488 тонн) и "Саар-4" (до 450 тонн), но в 2014 году последние были сняты с вооружения, и в строю остались только "Саар-4,5". Ранее часть из них тоже была выведена из состава флота и продана за границу, В свете устаревания материальной части и сокращения численности (на сегодня в строю три "Саар-5" и восемь "Саар-4,5) все более актуальным становилось приобретение новых кораблей, причем таких, которые дадут флоту дополнительные возможности.
Однако это требовало огромных вложений, притом, что собственные мощности по строительству крупных кораблей отсутствовали. Спасительной соломинкой для флота стало обнаружение в израильской эксклюзивной экономической зоне крупных месторождений газа, защита которых стала насущной необходимостью. Впрочем, не стоит заблуждаться: газ - причина важная, но далеко не единственная. Флоту и, естественно, ЦАХАЛу в целом были позарез нужны относительно крупные корабли, просто без газовых месторождений "пробить" покупку корветов стоимостью во многие сотни миллионов долларов было нереально - общественность не поняла бы. На самом же деле корветы "Саар-6" будут заниматься отнюдь не одним лишь прикрытием газодобывающих платформ.
Решение о приобретении кораблей было принято в 2013 году. И если при покупке подводных лодок Германия предоставляла Израилю очень значительные скидки, то по корветам на тот момент такой вариант предусмотрен не был. Поэтому министерство обороны объявило международный тендер, в котором приняли участие судостроители из Италии, Южной Кореи и Испании. На этом этапе канцлер Ангела Меркель согласилась предоставить Израилю частичную субсидию. Биньямин Нетаниягу отменил тендер, и в 2105 году был заключен контракт с немецкой компанией TKMS. Именно отмена тендера и изменение характеристик закупаемых кораблей по сравнению с первоначальным запросом стали важным "кирпичиком" коррупционного скандала ("дела 3000", "Дела подводных лодок"). Надводные корабли в данном контексте упоминаются редко, а между тем им принадлежит значительная роль.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.