В последнее время наблюдается активное сближение между Турцией и Пакистаном. Сегодня можно говорить уже о формировании нового альянса в регионе
Недавно в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, граничащей с Афганистаном, прошли совместные военные учения с участием турецких и пакистанских спецподразделений. В ходе учений под названием "Ататюрк XI-2021" отрабатывались контртеррористические операции, и это стало еще одним свидетельством набирающего силу стратегического союза двух ведущих государств региона. Этот альянс, несомненно, будет иметь важные последствия - как для Ближнего Востока, так и для Южной Азии.
У растущего сближения Турции и Пакистана есть глубинные причины. В некотором смысле у этих стран схожая современная история. Оба государства в постколониальный период двигались по сходной траектории. Во время "холодной войны" и Турция и Пакистан были союзниками США и Запада, вносившими значительный вклад в сдерживание советской экспансии. По завершению "холодной войны" они начали отдаляться от США, и в них все больше усиливалась исламистская идеология, определявшая как внутреннюю политику, так и внешнеполитический курс. Сегодня оба эти государства – региональные державы с демонстративной националистической повесткой дня и воинствующим исламизмом. И Анкара, и Исламабад стремятся найти свое место в современном мире, продвигают собственную повестку дня и ищут новых, альтернативных Западу, союзников. Это неизбежно подталкивает их в объятия Китая, который, в свою очередь, создает антиамериканские альянсы.
В каком направлении развивается сотрудничество между этими союзниками? Один из индикаторов – торговля оружием. Исламабад активно ищет альтернативу западным поставщикам оружия, и Турция успешно подменяет западные компании. Эта страна стала четвертым по величине экспортером военной техники и амуниции Пакистану. (На первом месте остается Китай).
Пакистан закупает у турецкого государственного оборонного концерна ASFAT четыре боевых корвета MILGEM и намерен приобрести также 30 вертолетов Т-129 АТАК. Общая стоимость турецкого оружия, приобретаемого Пакистаном, в настоящее время превышает 3 миллиарда долларов.
Однако отношения между двумя странами выходят далеко за рамки экономических и военных связей. И Пакистан, и Турция опасаются возможности введения Западом санкций вследствие проводимого ими экспансионистского политического курса. И в Анкаре, и в Исламабаде стремятся свести к минимуму экономическую, военную и технологическую зависимость от Запада.
В последнее время мы наблюдаем растущую координацию между двумя этими государствами в дипломатической сфере. В Исламабаде выразили поддержку Турции в ее претензиях на газовые месторождения в Восточном Средиземноморье. В прошлом году обе страны провели военно-морские учения в Восточном Средиземноморье, во время которых боевые корабли и самолеты турецких и пакистанских ВМС и ВВС вторгались в территориальные воды Кипра и Греции. Аналогичные маневры проходили в другой части света – в Индийском океане, против другого потенциального противника оси: Индии.
Турция, к немалой обеспокоенности Дели, все больше поддерживает Пакистан в его территориальных претензиях к Индии по вопросу Кашмира. В феврале 2020 президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что этот вопрос так же важен для Турции, как и для самого Пакистана. Ссылаясь на события турецкой войны за независимость, Эрдоган сказал:
"Сегодня мы чувствуем то же самое в отношении Кашмира. Вчера был Чанаккале (имеется в виду Галлиполийское сражение или Битва при Чанаккале в ходе Первой мировой войны, когда британские войска пытались высадиться в Турции – прим. переводчика), а сегодня Кашмир. Между ними нет разницы".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.