"После победы в Нагорном Карабахе президент Азербайджана Ильхам Алиев стал все чаще прибегать к религиозной риторике", - пишет специальный корреспондент Le Monde в Баку Поль Тавиньо.
"Азербайджанский солдат с высоты недавно захваченной армянской часовни в Нагорном Карабахе провозглашает "Аллах велик!" Президент Азербайджана благодарит "Аллаха за то, что дал мне силы для освобождения наших земель от оккупантов" и проклинает "лидеров некоторых западных стран, разжигающих исламофобские настроения". Эти знаковые последовательности, похоже, логически сочетаются друг с другом и включают нарратив о войне в Нагорном Карабахе в общую "цивилизационную войну" между исламом и христианством, где воплощением последнего является побежденная Армения", - говорится в статье.
"Однако многие в Азербайджане вздрогнули, услышав новую исламскую риторику Ильхама Алиева. До сих пор режим превозносил свою модель мультикультурализма и мирного сосуществования мусульман (70% шиитов, 30% суннитов), христиан и евреев. Авторитарный президент, которого в 2003 году привел к власти его отец Гейдар Алиев, был известен не только своим вкусом к роскоши, но и тем, что он дистанцировался от религии", - отмечает автор статьи.
"По мнению эксперта по политическому исламу Алтая Гоюшова, речь идет о "символических жестах, продуктах продуманной государственной политики. Власти Азербайджана воспользовались возможностью, предоставленной войной, чтобы ускорить приручение ислама".
" (...) Исламистский и особенно шиитский активизм всегда находился в оппозиции к светскому авторитарному азербайджанскому режиму, который по природе своей не терпит независимой деятельности и стремится контролировать и направлять любые публичные дискуссии в стране, - анализирует Гоюшов. - Война предоставила власти возможность воспользоваться религиозным дискурсом исламистов в собственных целях".
"Такое приручение ислама можно увидеть невооруженным глазом на улицах Баку. В стране, которая долгое время оставалась под персидским влиянием, а затем пережила семьдесят лет коммунизма, плохо принимают нарочитую демонстрацию благочестия и салафитскую одежду", - говорится в статье. - (...) Еще более удивительно то, что антагонизм между шиитами и суннитами, похоже, смягчается. Шиит Эльшан, охранник мечети Эждер бей в Баку, молится бок о бок со своим другом и суннитом Зауром. В здании, которое может вместить до двух тысяч молящихся, они совершенно одни. Эльшан с гордостью объясняет Le Monde, что в Азербайджане "нет никаких различий между шиитами и суннитам, кроме нескольких ритуальных жестов". Такова "экуменическая" версия ислама, которую азербайджанские власти предписывают обществу".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.