Конфликт вокруг эфиопского проекта строительства плотины и гидроэлектростанции на Ниле может привести к крупному военному конфликту
Переговоры между Египтом, Эфиопией и Суданом вокруг строительства плотины на Ниле Эфиопией (в Аддис-Абебе эта ГЭС именуется как "Великое эфиопское возрождение") зашли в тупик и специалисты опасаются, что дипломатический кризис может перерасти в военное столкновение между тремя странами.
Последний раунд переговоров не привел к какому-либо продвижению и не сблизил позиции сторон. Министр воды, ирригации и энергетики Эфиопии Селеши Бекеле заявил недавно, что его страна продолжит заполнение огромного водохранилища плотины водой в течение предстоящего сезона дождей, который обычно начинается в июне или июле.
"Сооружение плотины и заполнение ее водой производится параллельно. Нет нужды дожидаться завершения строительных работ, чтобы приступить к заполнению водохранилища ", - сказал он.
Это заявление вызвало гневную реакцию со стороны соседнего Судана. Министр ирригации этой страны Ясир Аббас предупредил, что Хартум намерен ужесточить свою позицию в споре.
"Судан рассматривает различные варианты, включая возвращение данного вопроса на обсуждение в Совет Безопасности ООН и ужесточение нашей позиции, если Эфиопия приступит к заполнению водой хранилища без нашего согласия", - сказал он.
По словам суданского журналиста Мохамеда Мустафы, взаимная подозрительность сторон и их недоверие друг к другу мешают прийти к соглашению в отношении ГЭС. "Яблоком раздора является вопрос о подписании юридических договоренностей. Эфиопия опасается, что соглашение лишит ее свободы действий, в то время как Судан и Египет настаивают на неукоснительном подписании договора", - сказал Мустафа. Еще один камень преткновения - "время заполнение плотины и то, как она будет функционировать в периоды засухи".
Опасения Египта, что плотина поставит под угрозу объем водных ресурсов Нила, заставили президента Абдель Фаттаха ас-Сиси выступить с беспрецедентно жестким предупреждением в адрес Эфиопии. Египетская часть водных ресурсов реки, подчеркнул он, должна остаться "неприкосновенной".
В интервью The Media Line ведущий аналитик по Эфиопии в International Crisis Group Уильям Дэвисон сказал, что выполнение уже подписанного "соглашения о сотрудничестве в вопросе о повторном заполнении водой плотины предотвратило бы рост дипломатической напряженности, которую мы наблюдаем сейчас, и уменьшило бы шансы на нанесение ущерба Судану".
Сегодня, так или иначе, складывается впечатление, что дипломатическое решение конфликта становится все более труднодостижимым, а жесткая риторика ас-Сиси породила спекуляции о неизбежности военной конфронтации.
Насколько они оправданны? Кэмерон Хадсон, старший научный сотрудник Африканского центра Атлантического совета, сказал в интервью The Media Line, что такого рода заявления предназначены, прежде всего, для "внутреннего потребления".
"Они направлены в большей степени на внутреннюю аудиторию, нежели на другие стороны, вовлеченные в конфликт. В Эфиопии и Египте возведение ГЭС - это крайне чувствительная тема, провоцирующая националистические настроения, и оба лидера используют ее для укрепления своих политических позиций", - считает он.
Хадсон указывает, что премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али находится под огромным внутренним давлением. Несколько регионов страны охвачены волнениями, а в июне в стране состоятся национальные выборы. Все это вынуждает его выступать с крайне жесткими и неуступчивыми позициями во всем, что касается строительства ГЭС.
По мнению Дэвисона, ни одна из сторон не стремится к военному конфликту, последствия которого могут быть непредсказуемыми, в том числе и для Египта, и для Судана - государств Нижнего Нила.
"Наилучший путь для них – достичь договоренностей о распределении водных ресурсов с Эфиопией и сотрудничество с этой страной, - говорит он. – Авиаудары по ГЭС могут нанести ей ущерб, но чреваты разрушительными и опасными последствиями, а главное не изменят гидрологическую ситуацию. Главное, после этого сотрудничество станет в принципе невозможным, и вряд ли такое развитие событий в интересах Египта".
По словам старшего сотрудника департамента военных исследований при Королевском колледже в Лондоне Мартина Плайта, речь идет о "политической проблеме". Но он опасается, что страны движутся по пути прямой конфронтации. "Я опасаюсь, что политическая проблема может перерасти в военный конфликт", - говорит он.
По мнению Плайта, на протяжении многих лет исследовавшего ситуацию на Африканском Роге, воинственные заявления ас-Сиси о возможном военном ударе, поставили его в затруднительное положение.
Продолжение на следующей странице
{PAGEBREAK}
"Он оказался в положении, когда вынужден что-то делать еще, кроме как повторять одни и те угрозы. Если вы постоянно угрожаете, и все видят, что ваши угрозы – не более чем пустое сотрясение воздуха, вы выглядите слабаком. Он должен что-то предпринять, пойти на какие-то шаги", - указывает Плайт.
Эфиопия начала строительство ГЭС "Великое эфиопское возрождение" стоимостью 4,6 млрд. долларов в 2011 году. По завершению строительства эфиопская ГЭС станет крупнейшей гидроэлектростанцией в Африке и седьмой по величине плотиной в мире. Ее мощность составит 74 миллиарда кубометров.
Ас-Сиси повысил уровень воинственной риторики, предупредив, что, если Эфиопия приступит ко второму заполнение водохранилища этим летом, регион столкнется с "нестабильностью, последствия которой никто не может представить".
"Никто не может забрать и капли воды у Египта без его согласия, а если кто захочет рискнуть – что ж, пусть рискнет. Пусть попробует испытать наши силы", - заявил он.
Журналист Мохамед Мустафа полагает, что это "угрожающее послание Эфиопии". Вместе с тем он полагает, что Каир не хочет втягиваться в военную авантюру.
"Военная опция пока еще не рассматривается, ибо сопряжена с многочисленными рисками. Возможно, следующим шагом станет обращение с СБ ООН", - полагает он.
Египет и Судан призывают к посредничеству США, ООН и ЕС в дополнение к Африканскому союзу, который спонсирует переговоры. Однако Эфиопия категорически против международного вмешательства и заявляет, что посредничества Африканского союза вполне достаточно.
"В Аддис-Абебе обладают влиянием в Африканском союзе, здесь находится штаб-квартира этой организации. Им не выгодно, чтобы в посредническую миссию вовлекались другие страны и организации, - считает Хадсон. – Тем более, с учетом жесткой позиции США и ЕС в отношении Эфиопии. Операция вооруженных сил этой страны в автономном регион Тыграй побудили Запад занять жесткую позиции в отношении правительства Абия Ахмеда Али, и дело дошло даже до угроз применить санкции против Аддис-Абебы".
Руководство автономного округа Тыграй в лице правящей там партии Народный фронт освобождения Тыграй (НФОТ) заняло непримиримую позицию в отношении центрального правительство. После этого правительство Эфиопии заклеймило НФОТ "преступной кликой" и бросило войска на подавление мятежа.
Продолжение на следующей странице
{PAGEBREAK}
В Аддис-Абебе, полагает Хадсон, опасаются, что на фоне новостных сообщений о "расправах над мирным населением" и "массовых казнях" в мятежном округе, Запад займет сторону Египта и Судана, требуя от Эфиопии пойти на уступки в вопросе строительства ГЭС. Это, в свою очередь, может отразиться на исходе предстоящих выборов в июне.
В Египте обеспокоены тем, что введение в строй плотины приведет к измельчанию Нила, который удовлетворяет около 97% потребностей этой страны в воде. В прошлом году Судан заявил, что наполнение водой плотины уже вызвал нехватку воды, в том числе, в Хартуме. Эфиопия, в свою очередь, заявляет, что электроэнергия, производимая ГЭС, имеет жизненно важное значение для развития страны с ее 110 миллионов жителями.
Министр иностранных дел Судана Мариам ас-Садик аль-Махди заявила журналистам, что действия Аддис-Абебы "напрямую угрожают населению бассейна Нила и собственно Судану".
"Речь идет о благополучии и базисных потребностях 250 миллионов человек, живущих в трех странах", - сказала она.
Дэвисон предупреждает, что, если страны не придут к соглашению, которое сможет удовлетворить все стороны, результаты будут катастрофическими.
"Строительство плотины, действительно, несет в себе определенные риски для государств, расположенных в низовьях Нила, но вместе с тем нет причины полагать, что при условии сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами ущерб будет значительным. И, напротив, неспособность этих стран пойти на уступки во имя соглашения чревата далеко идущими опасными последствиями".
Очередной раунд переговоров запланирован на следующий месяц, но пока не ясно, удастся ли сторонам достичь компромисса.
Мохаммед эль-Кассим, "The Media line"
Джерузалем пост - Новости недели (Израиль)
Фото - Ассуанская плотина на Ниле. Кадр youtube
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.