The Guardian: От Иордана и до моря евреи и арабы должны построить общее будущее. Каждая сторона в этом ожесточенном конфликте должна признать страхи и чаяния другой
Подпишитесь на наш телеграм-канал
«От реки до моря Палестина будет свободной», - гласит палестинский лозунг. Первоначально это был призыв к созданию светского государства в исторической Палестине между рекой Иордан и Средиземным морем, но вскоре он превратился в сектантский лозунг, глубоко проникнутый антисемитизмом. В руках ХАМАС это призыв к изгнанию всех евреев из региона; в лучшем случае требование этнической чистки, в худшем - геноцид.
В уставе «Ликуд», ведущей правоцентристской партии Израиля, и партии премьер-министра Биньямина Нетаньяху повторяются те же слова, но с противоположной точки зрения: «Между морем и Иорданом будет только суверенитет Израиля». Он постоянно блокировал любое работоспособное решение с двумя состояниями.
Поскольку одним из недостатков современных публичных дебатов является обвинение в «ложной эквивалентности», которое часто используется для отклонения аргументов, не беспокоясь об их опровержении, позвольте мне пояснить, что я не отождествляю Ликуд и ХАМАС. Каким бы унизительным ни было обращение Израиля с палестинцами, в управляемом «Ликудом» Израиле есть свобода и демократия, которые были бы неизвестны в Палестине, управляемой Хамасом. Я предлагаю, чтобы и ХАМАС, и Ликуд играли на опасной фантазии о едином государстве, которое удовлетворяет потребности и желания только одной группы людей, живущих в нем.
Есть еще одно отличие. ХАМАС контролирует крохотную полосу земли, заблокированную Израилем и Египтом, с едва функционирующей инфраструктурой и медицинским обслуживанием, а его электричество и водоснабжение контролируются извне. Это организация-изгой, имеющая небольшую внешнюю поддержку, кроме Ирана. Израиль - могущественное государство с технологически развитой экономикой и вооруженными силами, широкой международной поддержкой и лицензией на несоразмерные разрушения палестинцам, о чем свидетельствуют последовавшие друг за другом войны в Газе.
ХАМАС и Биньямин Нетаньяху - не только продукты, но и причины конфликта
Эта означает, что фактически уже существует государство «от реки до моря», хотя оно, как указывает писатель Ральф Леонард, разделено на четыре режима.
Во-первых, это Израиль его еврейских граждан, неспокойная либеральная демократия. Затем есть Израиль израильско-палестинских граждан, формально признанных равноправными, но сталкивающихся с нетерпимой дискриминацией, от жестокости полиции до лишения земли. Как Флер Хасан-Нахум, заместитель мэра Иерусалима, сказала о выселении палестинцев из района Шейх Джарра в Восточном Иерусалиме, искре недавней войны, «законы, которые некоторые люди могут рассматривать как благоприятствующие евреям», необходимы, потому что «это еврейское государство », и только дискриминационные законы могут« защитить еврейский народ ».
В-третьих, это оккупированный Израилем Западный берег, где палестинцы сталкиваются с режимом унижения и жестокости и земли, разорванной израильскими поселениями. И, наконец, у нас есть сектор Газа, не более чем тюрьма под открытым небом. Каким бы одиозным ни был ХАМАС, сколь бы продажной ни была палестинская администрация, именно эта жестокая асимметрия власти, ведущая к «апартеиду», по словам Хьюман Райтс Вотч, формирует жизни палестинцев и вызывает постоянное сопротивление.
Многие комментаторы указывали на то, как ХАМАС и Нетаньяху спровоцировали недавний конфликт в своих политических целях. Но ХАМАС и Нетаньяху являются не только продуктами, но и причинами конфликта.
Основная проблема, как заметил Тони Джадт в 2003 году, заключается в том, что Израиль стремится быть одновременно демократией и «государством, в котором евреи и еврейская религия имеют исключительные привилегии, из которых нееврейские граждане навсегда исключены». Джадт, когда-то сионист, со временем пришел к выводу, что единственным прочным решением будет создание единого, светского, двунационального государства, в котором евреи и палестинцы будут обладать равными правами.
«Еврей, который сегодня может заявить:« Я националист », не будет говорить:« Я человек, который стремится восстановить еврейское государство в Палестине и мечтает завоевать Иерусалим ». Он скажет: « Я хочу быдь человеком полностью свободным, я хочу иметь право на свое мужское достоинство, я хочу избежать угнетения ». Так писал в 1898 году один из первых французских сионистов Бернар Лазар.
Сегодняшняя трагедия состоит в том, что с одной стороны в израильско-палестинском конфликте «избежать угнетения» стало означать восстановление еврейского государства в Палестине и завоевание Иерусалима. И для слишком многих на другой стороне освобождение Палестины стало означать освобождение ее от евреев и отказ евреям в праве избежать угнетения. Какими бы ни были взгляды на сионизм, нельзя игнорировать чаяния 6,9 миллиона евреев, проживающих сейчас в регионе.
Загонять палестинцев на их собственные территории, отказывая им в контроле над своей жизнью, также не является каким-либо «решением». От реки до моря «самоопределение» на той части спорной земли, которая является Израилем / Палестиной, может быть только самоопределением всех людей, которые там живут, палестинцев и евреев, в едином общем будущем.
Кенан Малик, обозреватель Observer
Фото - Кадр youtube
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.