В министерстве обороны подвели итоги 2020 года во всем, что касается экспорта компаний израильского ВПК
Важно отметить, что критерии оценок объема продаж оружия той или иной страной бывают разные. Например, можно считать по сумме контрактов, заключенных в течение года. Но их реализация и оплата занимает, как правило, много времени, возможно, несколько лет. С другой стороны, в этот же период продавцу поступают средства от соглашений, подписанных в предыдущие годы, которые при таком подходе не учитываются. Поэтому сами по себе периодически озвучиваемые цифры и объемы экспорта мало что значат без объяснения, по каким критериям они получены. Израиль же - и вовсе особый случай, поскольку огромная часть его оружейных сделок не афишируется - в основном, по просьбе покупателей. Например, прекрасно известно, что одним из самых значимых клиентов нашего ВПК на протяжении десятилетий является Сингапур. Однако подробности этого сотрудничества либо запрещены к публикации, либо неполны, либо всплывают с большим опозданием.
Яркий и широко известный поставщик неточной информации о военном экспорте ряда стран, в том числе и Израиля, - часто цитируемый самыми разными СМИ Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI). Так как в отношении Израиля его сотрудники пользуются только открытой, то есть весьма отрывочной информацией, объемы экспорта нашего ВПК зачастую существенно занижаются. По подсчетам SIPRI Израиль оказывается в рейтингах продаж на местах заметно ниже реальных. Иногда, читая отчеты Стокгольмского института, удивляешься: зачем они там вообще утруждают себя подобной работой, становясь объектом насмешек не только экспертного сообщества, но и тех, кто просто интересуется предметом?..
Говоря о масштабах израильского экспорта вооружений, правильнее всего опираться на данные нашего министерства обороны. Все контракты проходят через это ведомство вне зависимости от того, кто выступает продавцом - частная компания или государственная. Данные минобороны составляются по четкому критерию, а именно - по сумме контрактов, заключенных в течение конкретного года. Как уже было отмечено критерий сей далеко не идеален. И дело даже не в сроках реализации, выходящих за рамки обозреваемого года. Заключенное соглашение может, например, в будущем сорваться по вине одной из сторон. Но, так или иначе, подход МО с учетом дополнительной информации по различным аспектам экспорта иллюстративен и дает общее представление.
Все компании израильского ВПК - заметим, что многие из них создают продукцию не только для сферы безопасности - в 2020 году заключили контракты на 8,302 млрд долларов. Результат без преувеличения, великолепный. Для сравнения, в 2019 году были заключены контракты на 7,203 млрд долларов. Практически весь минувший год прошел на фоне эпидемии коронавируса, когда экономика потенциальных покупателей существенно пострадала, и акценты в приоритетах сместились отнюдь не в сторону сферы безопасности в ее классическом понимании. В номинальном исчислении показатель 2020-го стал вторым по величине в истории, так что израильским компаниям и Управлению по военно-техническому сотрудничеству (СИБАТ) в министерстве обороны, курирующему военный экспорт, безусловно, есть куда стремиться.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.