“Я думала, что это одна я такая сумасшедшая. Но, оказывается, есть еще мамы. Я встречалась с ними. С русскоговорящими. И все говорят: “Не верю, не могу принять, этого не может быть …”. Это же не война, когда твой сын идет воевать, и ты понимаешь, что он может погибнуть. Но он же уходит на работу! Целует маму, целует папу, жену… И не возвращается... Если бы Вы знали, как мы ненавидим эти подобия людей, которые устраивают танцы, когда погибают их собственные и чужие дети!”.
Эти слова принадлежат Нэлли Брагинской. Ее тридцативосьмилетний сын Алекс был одним из тех, кто погиб под обломками башен нью-йоркского Торгового Центра во время террористической атаки 11 сентября 2001 года…
Чьему-то писательскому гению принадлежит мысль о том, что «смерть превращает жизнь в судьбу». Для Нэлли Брагинской жизнь и смерть ее Шурика сплелись в одно целое. Может быть, поэтому она до сих пор и не верит в то, что произошло. Хотя правильнее было бы утверждать, что она обычная еврейская мама, в классическом определении этого понятия.
Моя встреча с ней состоялась еще в мае 2002 года в Иерусалиме. Мама Алекса Брагинского была в составе американской делегации на Форуме солидарности русскоязычных евреев мира с Израилем. Однако я не решился опубликовать тогда предлагаемый материал, поскольку опасался, что он просто утонет в море статей, посвященных «американской трагедии». К тому же в отличие от большинства участников Форума, чья солидарность с нашей страной носила скорее виртуальный характер, эта немолодая женщина с огромными красивыми, полными слез глазами, сумела продемонстрировать всем пример солидарности реальной. И пусть в этом было много личной боли и страданий. Она это право заслужила. Заслужила своей памятью, своей любовью, своей верностью. И об этом ее Монолог. Сейчас для него самое время.
«Я понимаю, что никто не сможет мне помочь вернуть сына, но, наверное, если бы я была все время одна, то мне было бы еще хуже. Хуже, вроде бы, быть не может. Однако сейчас я уже точно знаю, что значит поддержка друзей. Поэтому, мы – американцы – не можем допустить, чтобы израильтяне остались в одиночестве. Тем более, сегодня, когда Европа выглядит не лучшим образом. Это здорово, что мы даем знать нашим друзьям, что они не одиноки. 5 мая 2002 года в Нью-Йорке прошла необыкновенная манифестация солидарности с Израилем. Миллион человек вышли на улицы Нью-Йорка. Миллион! По пятой авеню шли колонны людей с израильскими флагами, а стоявшие на тротуаре жители Нью-Йорка - и черные, и латинос, и все другие - скандировали: «Ам Исраэль, хай!» («Народ Израиля жив!»). А потом людские ручейки растеклись по всему городу. Создавалось ощущение, что весь Нью-Йорк был в кипах. И это было здорово. Это лишний раз подтвердило, что вы нужны нам, а мы нужны вам.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.