Старушку Европу качнуло вправо: люди уже не стесняются признать, что прием и содержание миллионов мигрантов разрушают их мир. В обоих случаях не похоже, что речь идет о привычных колебаниях политического маятника, который каждые пять лет фиксирует недовольство граждан нынешним курсом и жажду перемен
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Старушку Европу качнуло вправо: люди уже не стесняются признать, что прием и содержание миллионов мигрантов разрушают их мир. В обоих случаях не похоже, что речь идет о привычных колебаниях политического маятника, который каждые пять лет фиксирует недовольство граждан нынешним курсом и жажду перемен. Европа, в частности, измучена коалиционными правительствами, рождающимися из неспособности партий, до неприличия похожих друг на друга, взять политический олимп. Хотя перспективная, волнующая всех идея всегда была под рукой, развивать ее считалось маргинальным, неэтичным и опасным. Но коронавирус заставил ограничить прием волн беженцев из Азии и Африки, и все увидели - мир не рухнул, а толпы варваров остались дома. Заволновались большей частью чиновники, карьера которых строится вокруг беспроигрышной мигрантской темы.
Национальный привкус
В октябре 2021 г. конституционный суд Польши вынес решение о приоритете польской конституции над законодательством ЕС. Эксперты тут же заговорили о движении в сторону выхода поляков из Евросоюза, хотя это полный абсурд: 80% населения за дальнейшую интеграцию страны в ЕС и НАТО. Экономика Польши растет вдвое быстрее, чем в среднем по еврозоне. Куда более разумное объяснение: Варшаве надоело давление Брюсселя с требованиями пустить на свою территорию сотни тысяч беженцев.
На востоке Евросоюза образовалась "вышеградская четверка" (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия), отказывающаяся выполнять "квоты по беженцам". Крен вправо заметен и у других стран. В сентябре на фоне падения прозападных сил в Афганистане премьер Греции Кириакос Мицотакис призвал азиатские страны, готовые принять волны беженцев из 35-миллионной страны: "Нам необходимо защитить границы Греции, которые одновременно являются границами всей Европы". Премьер-министр Словении, ныне председательствующей в ЕС, Янез Янша заявил, что ни Любляна, ни Евросоюз не брали на себя обязанность "всем помогать и платить за каждого, кто покидает свою страну, вместо того чтобы ее защищать". А австрийский канцлер Себастьян Курц напомнил, что в республике есть проблемы с интеграцией афганцев, прибывших давным-давно, поэтому в Вене не хотят новых приезжих.
Что еще серьезнее, правеет Берлин. Уходит Ангела Меркель, пустившая в страну аж 1, 8 млн инородцев на фоне необходимости заботы о беженцах из Сирии и Ирака. Наиболее вероятный кандидат в канцлеры, глава правящего консервативного блока ХДС/ХСС Армин Лашет заявил, что "не допустит повторения кризиса 2015 года". Хотя еще недавно он поддерживал позицию Меркель открыть в Германию двери для мигрантов.
Однако вслед за "открытыми дверями" праворадикальная "Альтернатива для Германии" стала третьей партией в бундестаге с 94 мандатами. На последних выборах она 11 мандатов потеряла, но в землях бывшей ГДР она является партией №1. Это притом что СМИ хором и не всегда по делу клеймят "Альтернативу" как наследников Гитлера, с ней не входит в коалицию ни одна из центристских партий.
Из германского бюджета на обслуживание приезжих тратят около 90 млрд евро - почти вдвое больше, чем на оборону (50 млрд). Седые бюргеры все чаще ворчат в очередях, что всю жизнь работали на медицинскую страховку, а сейчас им приходится ждать в адских очередях из тунисцев, ангольцев и турок, которые ни дня в Германии не работали, плюют на пол и курят перед кабинетом врача. А в элитных подразделениях бундесвера оказались сплошь праворадикалы - журналисты уверяют, будто офицеры зигуют, приветствуя друг друга.
Во Франции на президентские выборы в апреле 2022 г., скорее всего, правых поведет новый кандидат - 63-летний журналист, писатель, интеллектуал Эрик Земмур. Его уже называют "французским Трампом" - непрофессиональный политик, беспартийный. Он еще даже не зарегистрировался как кандидат, а у него в конце сентября был рейтинг 15% - и продолжал быстро расти. Земмур отбирает голоса прежде всего у другого правого политика - Марин Ле Пен, которая обречена, по мнению СМИ, проигрывать Эммануэлю Макрону (хотя у действующего президента рейтинг сейчас всего-то 25%). Ле Пен в последние годы стала более умеренной по вопросам иммиграции, а Земмур, наоборот, выжигает поляну.
Он говорит о несовместимости ислама с республиканским демократическим устройством Франции. Или пытается доказать, будто исламский терроризм следует Корану. Согласно опросам, 61% французов полагают, что Франция находится в упадке, а Земмур предлагает в качестве объяснения "великое замещение" европейцев приезжими, которые видят в Европе дойную корову и презирают ее законы: "В департаменте Сен-Дени под Парижем покоятся французские короли, но государство даже не знает, сколько здесь нелегалов: от 150 до 400 тысяч человек. 60% несовершеннолетних - дети иммигрантов". Он не скрывает, что популист: "Требование простых решений - это законная реакция людей, которых лишают слова и власти в нашем обществе".
Его сторонников не смущает, что националист Земмур - выходец из семьи алжирских евреев, бежавших от гражданской войны. Зато не будет миндальничать с агрессивными исламистами. Сегодня в Израиль эмигрирует больше евреев из Франции, чем из России, - ближневосточная вражда достает их и на территории Пятой республики, а власти не в состоянии от нее эффективно защитить. Никто ведь не стал поднимать части нацгвардии год назад, когда на фоне войны в Нагорном Карабахе начались погромы армян в Лионе, у которых здесь большая община со времен геноцида 1915 года. Посредством Интернета руководил "карательной операцией" турок Ахмет Четин из организации "Серые волки" (запрещена в Российской Федерации. - Прим. "АН"), которому суд дал четыре года условно.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.