С потрясающей регулярностью совершаемые в последнее время убийства будоражат арабскую общину Израиля. Не только потому, что она возмущена ростом преступности в своей среде, но и потому, что предстает перед еврейскими согражданами общиной, склонной к насилию. Корни его, как известно, кроются в многолетних конфликтах между семейными кланами, обуреваемыми ненавистью и жаждой мести по отношению к членам враждебной "хамулы". Можно ли выкорчевать эти корни, противостоять давним традициям?
Жизненно важным вкладом будет создание "народной дружины" в арабских районах при активном содействии израильской полиции.
С потрясающей регулярностью совершаемые в последнее время убийства будоражат арабскую общину Израиля. Не только потому, что она возмущена ростом преступности в своей среде, но и потому, что предстает перед еврейскими согражданами общиной, склонной к насилию. Корни его, как известно, кроются в многолетних конфликтах между семейными кланами, обуреваемыми ненавистью и жаждой мести по отношению к членам враждебной "хамулы". Можно ли выкорчевать эти корни, противостоять давним традициям?
В момент образования Государства Израиль арабский сектор, как и ультрарелигиозный, получили разрешение на создание самостоятельной системы образования. Руководители арабской системы гордятся тем, что преподавание в их учебных заведениях ведется "на арабском языке и в духе ислама". Однако нелишне спросить, как оценивает школа с точки зрения упомянутых ценностей многочисленные внутрисемейные и межклановые конфликты в арабском секторе.
Уверен, что ответа на этот вопрос мы не получим. Политическое руководство израильских арабов самоустраняется от обсуждения актуальных проблем своей общины, а главы местных советов не предпринимают должных усилий по воспитанию молодого поколения и созданию благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности своих населенных пунктов. Все они ответственны за рост преступности в общине. И пора бы им взяться за работу.
На мой взгляд, нужно действовать в трех направлениях. Первое - ввести в программу школьного образования уроки обществоведения, которые знакомили бы учащихся со всеми слоями израильского общества, воспитывали их в духе уважения и миролюбия к людям, независимо от их религиозной принадлежности и социального статуса, в духе неприятия насилия в любой его форме.
Второе направление - обратиться к духовным лидерам общины с просьбой оказывать большее влияние на свою паству, особенно на молодых, в плане выполнения главной заповеди Всевышнего, записанной также в Коране, - "Не убий".
И третье направление - способствовать частым встречам жителей арабских городов и деревень всех возрастов с участием руководителей местной власти. Речь идет, в том числе, о распространенных в современном мире общественных акциях, направленных на достижение конкретных и полезных всем целей, включая борьбу с насилием. Подобные акции зачастую более действенны, чем действия полиции и армии, поскольку позволяют объединить все слои населения - светских и религиозных, зажиточных и бедных - и мощным духовным сопротивлением заставить преступников уйти с пути насилия и убийств. Опыт показывает, что организация таких общественных акций - эффективное оружие против одиночек, и арабской общине, если она действительно устала от криминальных разборок, пришло время сказать свое веское слово.
Сюда можно добавить и еще одно действенное средство: создание при поддержке местных органов власти и полиции "народных дружин". Подобные отряды, как известно, действуют в ряде городов страны и доказывают свою эффективность. Каждый отряд включает в себя полицейского на патрульной машине и добровольцев из числа местных жителей, которые хорошо знакомы со своим населенным пунктом и возможными угрозами.
Помощь в интеграции
Перечисленные выше направления составляют лишь часть мер по решению самой главной проблемы арабской общины Израиля - незаконному владению оружием. Чтобы хоть как-то сдвинуть воз с места, есть смысл объявить по всем арабским населенным пунктам о начале операции по добровольной сдаче незарегистрированного оружия. Срок ее необходимо ограничить полутора-двумя неделями, в течение которых каждый владелец оружия может анонимно, без предъявления каких-либо документов, сдать его в указанное место.
Можно предусмотреть и другой вариант: по телефонному звонку в отделение полиции в дом владельца оружия приходит в назначенное время переодетый в цивильное полицейский и забирает оставленный в определенном месте пистолет или автомат, не встречаясь с хозяином. По окончании же операции каждый, у кого будет обнаружено незаконное оружие, предстанет перед судом и получит тюремный срок. Только в сочетании всех предложенных мер можно по-настоящему решить проблему растущего насилия в арабском секторе.
Нет сомнений, что каждый арабский город или деревня желают обойтись без регулярных рейдов сил безопасности в поисках незаконного оружия или скрывающихся преступников. Каждый дом мечтает о тишине и спокойствии, но в условиях непрекращающихся убийств по самым разным причинам - будь то кровная месть, защита чести семьи, долговая кабала или клановые разборки - эту тишину нужно заработать. Если, к примеру, в том или ином населенном пункте местный совет добьется положения, при котором в течение длительного времени на его территории не будет совершено ни одного акта насилия, или из него не выйдет ни один преступник, чтобы совершить таковой в другом месте, то этот населенный пункт может быть освобожден от пристального внимания полиции и ШАБАКа.
Конечно, государство по-прежнему обязано помогать арабской общине в сфере культуры, образования, обеспечения социального равенства и личной безопасности. Как показывают исследования института "Геокартография", две трети израильских арабов заинтересованы в улучшении качества своей жизни в рамках еврейского государства и ощущают себя его гражданами, и в наших интересах "подтянуть" к ним остальную часть общины.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.