Мухаммад бин Салман должен это учитывать - если и есть в Саудовской Аравии что-то более могущественное, чем королевский дом, так это ислам и традиции.
В конце первого дня пребывания в Саудовской Аравии, который оказался ничуть не менее знойным, чем в родном Израиле, мы, стремясь поближе познакомиться с Эр-Риядом, решили посетить бедуинский ресторан, где подают блюда местной кухни. Ресторан разделялся на отдельные ниши, по полам были разбросаны многоцветные коврики и подушки. Открытые ниши предназначались для мужчин, скрытые занавесками - для женщин, чтобы они могли снять вуаль.
В мужской нише рядом с нами на подушках трое саудовцев разговаривали с выходцем из Азии по-английски. Они слышали нашу беседу на иврите, но было очевидно, что язык этот им незнаком, и вскоре последовал очевидный вопрос:
- Вы откуда?
- Из Израиля, - не стали мы скрывать.
- Шутите! - воскликнул саудовец, и в его голосе прозвучала нотка надежды, что наш ответ действительно был шуткой.
- Нет, - сказали мы. И добавили: - Вас это беспокоит?
Человек засмеялся:
- Нет, не беспокоит, но я встаю и ухожу.
Он действительно ушел, но не сразу, а через полчаса - вместе с собеседниками. Перед уходом задержался, подождал, пока его друзья выйдут из ресторана, и спросил, обратившись к нам:
- Вы действительно из Израиля?
Мы подтвердили.
- А как же вы сюда попали? Израильтяне не могут въехать к нам свободно.
Пришлось объяснить, что мы журналисты с двойным гражданством и въехали в страну с другим паспортом.
- Поймите ме6ня правильно, - сказал саудовец, - у меня нет проблем ни с какой религией. Мы тоже верим в пророка Моисея, но наше государство соблюдает традиции, и нас учили, что мы должны заботиться обо всех братьях-мусульманах и особенно о палестинцах, с которыми вы воюете. Пока вы не прекратите воевать, мы не можем вас принять.
В одной этой фразе наш неожиданный знакомый сформулировал современный подход Саудовской Аравии к Израилю. Конечно, мы попрощались с общей надеждой на новую встречу в Израиле.
Любопытно было узнать, как легко попасть в Саудовскую Аравию израильтянину с заграничным паспортом. Я подал через интернет-сайт заявку на получение туристической визы, но указал свой адрес в Израиле и израильский номер телефона. Я также не скрывал, что журналист. Мне было интересно, погуглят ли они мои данные, чтобы уточнить, кто я и на кого работаю, и в конечном счете отказать. Меня постигло приятное разочарование: спустя два дня я получил по электронной почте визу на посещение королевства. Мы с другом сели в самолет и, сделав одну пересадку, вскоре приземлились в Эр-Рияде.
Опасения не оставляли нас, но паспортный контроль прошел гладко - дольше обычного взгляд на нас не задержали.
- Не может быть, чтобы саудовцы не знали, кто вы, - сказал мне позже журналист-иностранец, живущий в Эр-Рияде. - Если они одобрили вашу визу, значит, что не возражали против вашего посещения.
Наверное, он прав. В Саудовской Аравии разрешено приобрести одну внутреннюю мобильную SIM-карту на каждый паспорт, и вы должны предоставить отпечатки пальцев, которые связаны с этой картой. Так что с самого въезда понимаешь, что попал в тоталитарное государство, которое все время следит за тобой.
Но после этого первого приобретения Саудовская Аравия стала для нас сюрпризом. Мы ожидали встретить при общении с посторонними людьми холодное отношение, если не открытую неприязнь. Но страна оказалась на удивление расслабленной, приветливой и гостеприимной, даже если вы представляетесь израильтянином. Люди повсюду были необычайно дружелюбны, и после нескольких часов пешей прогулки по столице мы чувствовали себя уже абсолютно легко и комфортно, словно и не находились в чужой стране. И нигде - повторю, нигде - мы не встретили враждебности.
2,5 шекеля за литр
Город принял нас более чем тепло: 44 градуса в тени. Эр-Рияд расположен в самом сердце пустыни: влажности почти нет, воздух раскален, как в печи, и нещадно палит солнце. В полдень и вовсе трудно находиться на улице, город практически вымирает с 12 до 16 часов. В этом промежутке времени уборщики ведут упорную и безнадежную борьбу с пылью, покрывающей каждый уголок столицы.
В этом крупнейшем городе Саудовской Аравии проживает около 8 миллионов человек. Поражает взгляд сверкающий центр со стеклянными башнями и изысканными архитектурными постройками, но все это окружено десятками километров захудалых кварталов. Это тоже удивительно: богатая, живущая на экспорте нефти страна, но жители ее намного беднее, чем соседи по Персидскому заливу.
Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером нефти с самыми большими ее запасами. 90 процентов экспорта составляют нефтепродукты, на их долю приходится свыше 40 процентов внутреннего валового продукта. Одна из 20 крупнейших экономик мира с 28-ю тысячами долларов дохода на душу населения, Саудовская Аравия никогда не раскрывает, как этот доход распределяется между 35 миллионами граждан.
Краткий визит и явно ненаучное наблюдение говорят все-таки о том, что распределение далеко не равное. Даже официальная статистика гласит, что около 70 процентов жителей королевства живут в бедности. Это подтверждает и обзор цен на нескольких столичных рынках. Овощи и фрукты стоят в пересчете на нашу валюту 2-3 шекеля за килограмм, литр топлива - около 2,5 шекеля, аренда комнаты - примерно 1500 шекелей в месяц. За пределами центра Эр-Рияда бедность просто бросается в глаза: рынки торгуют барахлом, в продуктовых лавках блюдо продается за 5 шекелей.
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.