Иран и РФ, против которых введено более 12 тысяч санкций на двоих, а также Турция налаживают сотрудничество и делят Сирию.
Президент РФ Владимир Путин принял участие в саммите астанинского формата по Сирии вместе с иранским и турецким коллегами и верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи в столице Исламской Республики Иран (ИРИ). Программа однодневного саммита в Тегеране представляла собой три двусторонние встречи - с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и с верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, плюс общая встреча, по итогам которой было принято совместное заявление.
Для президента Путина это стало первым выездом в дальнее зарубежье со времен начала спецоперации на Украине (до того он только посетил в конце июня Душанбе и Ашхабад). И, судя по заявлениям, сделанным во время переговоров, а также итоговому коммюнике саммита, поездка оказалась весьма полезной, по крайней мере в плане геополитических перспектив.
Америка, изыди
Три государства, Россия, Иран и Турция, между которыми весьма непростые отношения, заявили остальному миру, что они планируют устанавливать более тесные связи, а также согласились, что американцев необходимо изгнать из Сирии. По крайней мере, так это прозвучало в речи президента Ирана Эбрахима Раиси: "Россия, Турция и Иран согласились, что силы США должны покинуть территорию Сирии". Другие два лидера, правда, выразились более обтекаемо, призвав покончить с террористами в Сирии. При этом Путин отметил, что угрозам преступности, экстремизма и сепаратизма "во многом способствует деструктивная линия западных государств во главе с США". А Эрдоган же сделал больший акцент на курдах из боевого крыла Рабочей партии Курдистана, признанной в Турции террористической организацией.
"Мы полны решимости изгнать из Сирии центры зла, которые нацелены на нашу национальную безопасность. <...> Мы продолжим бескомпромиссную борьбу с кровавыми террористическими организациями <...> Тель-Рифат и Манбидж превратились в рассадники террора. По сути, пришло время зачистить эти гавани, где укрываются террористические организации", - намекнул турецкий президент на стремление начать новую военную операцию на севере Сирии. Против этой операции его, кстати, в Тегеране отговаривали. "Любое военное нападение на севере Сирии обязательно нанесет ущерб Турции, Сирии и всему региону и принесет пользу только террористам", - подчеркнул аятолла Хаменеи на встрече с президентом Турции. В ответ Эрдоган заявил, что "мы будем продолжать бороться с террористическими организациями, и мы ожидаем, что Россия и Иран будут сопровождать Турцию в этой борьбе". Понимать это можно по-всякому, поэтому вопрос, начнет ли Анкара военную операцию, чтобы "зачистить гавани террористов", остается открытым. В итоговом коммюнике из 16 пунктов противоречия касательно возможной турецкой операции на севере Сирии отражения не нашли. Как сказано в п. 4 документа, стороны "отвергли все попытки создать новые реалии на местах под предлогом борьбы с терроризмом". А президент Путин в своем выступлении заявил, что "итоги переговоров в астанинском формате принесут стабильность на весь Ближний Восток".
Востоковед, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов пояснил NEWS.ru: "Наиболее примечательной на саммите может показаться достаточно жесткая позиция Ирана по поводу недопустимости проведения турецкой военной операции, которая была озвучена иранским руководством на встрече с Эрдоганом. Судя по заявлениям, Иран готов идти до конца в плане предотвращения турецкой операции, вплоть до прямого военного противодействия посредством своих прокси. Что касается позиции России в этом вопросе, которая прозвучала на мероприятии, то здесь просматривается готовность искать пути решения проблемы угрозы для Турции со стороны "поддерживаемых США сепаратистов" через возвращения территорий, которые они удерживают, под контроль Дамаска. И здесь есть над чем работать совместно с турецкой стороной".
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.