Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф в одной из своих субботних лекций заявил: "Если нас заставят идти в армию, мы уедем за границу. Все эти светские ничего не понимают. Они должны знать, что без Торы, без иешив мы здесь не выживем, и у армии не будет успехов. Солдаты побеждают благодаря учащимся иешив".
Слова раввина вызвали ряд возмущенных откликов в политической системе страны и СМИ. Мы знакомим читателя с одним из таких - нашего коллеги, журналиста газеты "Маарив" Кальмана Либскинда
15 сентября прошлого года, за три недели до начала войны, я опубликовал колонку, посвященную призыву ультраортодоксальных евреев в ЦАХАЛ. "Почему руководители религиозных сионистов пасуют перед взглядами харедим?" - гласил заголовок этой колонки. Религиозный сионизм, писал я, должен возглавить борьбу против освобождения харедим от военной и альтернативной службы и пояснить, что тот, кто отказывается от выполнения этой миссии, - еврей, в котором чего-то не хватает. С тех пор, кажется, прошло сто лет...
Ужасная резня, страшное потрясение, шокирующие свидетельства убийств и насилия, множество похищенных и павших от рук террористов, тяжелая война - все это оставило совсем немногих из нас на той площадке, где мы стояли до 7 октября. Но оказалось, к сожалению, что такие люди есть. Прозвучавшие на днях слова главного сефардского раввина Ицхака Йосефа показали, что некоторых из нас не разбудил даже кричавший во все уши тревожный сигнал.
Сразу оговорюсь: ничто из того, что здесь написано, не исходит из чувства неприязни к нашим братьям-харедим. Я очень уважаю это сообщество. Меня неизменно трогают фотографии молодых людей, толпящейся в мидрашах. Место, которое занимает в их жизни глубокое изучение Торы, - на мой взгляд, образец для подражания. Но между ультраортодоксальным миром и религиозным сионизмом, представителем которого являюсь и я, зияет идеологическая пропасть. Пропасть, которую нельзя игнорировать и нельзя обойти, будто ее не существует. Можно дискутировать по поводу того, какой процент сторонников национально-религиозного лагеря считает религиозно-сионистскую партию своим политическим представителем. Однако трудно поспорить с тем, что на данный момент эта партия – единственная, кто их представляет. А раз так, то ее позиция по отношению к своему политическому партнеру, который не считает себя частью Армии обороны Израиля и прикрывается Торой в качестве оправдания, - чрезвычайно важна. Правда, в последнее время эта партия начинает понимать глубину проблемы, но ее голос не обрел пока необходимой силы. Между тем как движение, стремящееся представлять национально-религиозный лагерь страны, она должна заявить, что те, кто решил не служить государству, не могут быть его представителем. Ни в качестве государственного служащего, ни в качестве юриста, ни в качестве раввина, получающего государственную зарплату, ни даже в качестве главного раввина. Потому что те, кто служит государству, и те, кто ему не служат, не находятся на одной доске.
Я слышу заявления некоторых деятелей религиозного сионизма, которые вполне ясно обозначил недавно министр Бецалель Смотрич. Он заявил, что нет никаких споров о том, что те, кто изучает Тору, должны продолжать изучать Тору". Вот это да! Как раз по этому поводу и ведутся споры, да еще какие! Утверждение, согласно которому изучающие Тору должны быть освобождены от призыва в армию, исходит из посыла, что изучение Торы является чуть не идеальным актом спасения народа Израиля, спорно. На самом деле наш идеал иной – "Сафра и Сейфа", то есть, Книга (Свиток Торы) и Меч, сочетание изучения Торы с защитой Земли Израиля и еврейского народа. В недельной главе "Пинхас" и в других местах Торы мы встречаем отношение к войне как к последнему, но необходимому средству, которое учитывает реалии практической жизни. И если я уже упомянул эту главу, то в качестве подлинного идеала приведу пример погибшего в секторе Газы прапорщика Элиши Левинштерна, который по вечерам, как обычно, изучало труды РАМБАМа. Какая сила исходит от снимка, опубликованного в социальных сетях! Два бойца при полной военной амуниции - в касках, бронежилетах, с автоматами наготове, на заднем фоне – дымящиеся развалины Газы, а они сидят и читают недельную главу Торы. Или вот фотография резервиста в одном из разрушенных кварталов с открытой Гемарой в руке, как будто вокруг и нет войны. Эти снимки - образ победы, победы духа, глубокого и древнего еврейского наследия, победы тех, кто не выбирает между Торой и мечом, но понимает, что приходит время, когда существует необходимость и в том, и в другом.
Я взял интервью у вдовы Левинштерна. С жадностью слушаю вдохновляющие истории о человеке, который оставил дома жену и шестерых детей, добровольно пошел на резервистскую службу и отдал жизнь за народ Израиля.
- Я благодарю судьбу за то, что мне выпала честь жить с таким человеком, настоящим праведником, - говорит Адас Левинштерн. - Но знаете, что меня расстраивает? Знаете, когда я начинаю плакать? Когда думаю, как много мир потерял от невозможности слушать уроки Элиши.
Вы понимаете, о чем идет речь? Она теряет мужа, отца своих детей, и думает об изучении Торы.
- Каждую свободную минуту, даже в Газе, - продолжила Адас, - он открывал Книгу и изучал недельную главу.
- Мы никогда не думали, что нам предстоит сидеть "шиву" по такому случаю, - с горечью произносит раввин Хаим Вольфсон, глава военной иешивы в Иерухаме, девять выпускников которой пали в боях последних пяти месяцев. В их числе капитан Эйтан Фиш, старшины Маор Лави, Едидия Элиягу, Амихай Остер. И начальник штаба военной иешивы Нааран Асхар, настоявший на тесте по подъему снарядов, чтобы доказать свою способность служить в армии, несмотря на недавно перенесенную операцию по удалению почки, которую он пожертвовал в качестве донора. И Зив Хен, оставивший вдовой беременную жену. И сержант Едидия Шинколевски... Так что в одном раввин Ицхак Йосеф действительно прав: солдаты побеждают благодаря, в том числе, учащимся иешив. Тем, кто сражается с врагом на поле боя.
Обратимся к словам раввина Давида Туржемана, главы военной иешивы в Димоне, который воевал еще в Первой Ливанской войне, а сегодня отправляет на поле боя своих студентов и сыновей, один из которых был ранен в бою: "Нельзя отделять службу в армии от учебы в иешиве, потому что они дополняют друг друга".
Несколько дней назад на слова раввина Йосефа отреагировал другой раввин - глава военной иешивы "Орот-Шауль" и скорбящий отец Тамир Гранот. "Ваше преподобие, - написал он, - я решил высказаться из уважения к Торе. Ваши слова о призыве студентов иешивы заставили мою жену плакать целых 24 часа. И я хочу начать именно с ее слез, слез матери капитана Амитая Гранота, который был убит в бою с "Хизбаллой" пять месяцев назад. Амитай был 24-летним студентом иешивы. Студентом и офицером. Он любил Тору и никто не заставлял его идти в армию. Но он пошел служить, чтобы исполнять заповеди о спасении душ. По тем же самым причинам пошли служить и погибли в боях 18 мальчиков из иешивы Эли, девять мальчиков из иешивы Иерухама и многие другие. Они пошли в армию, потому что хотели по-настоящему соблюдать Тору, ту Тору, которая ведет к действию и ответственности. Амитай очень хотел вернуться к учебе, и не его вина, что ему не удалось исполнить это желание. А теперь я спрашиваю вас, преподобный раввин, во имя слез моей жены ответьте: Амитай был неправ? Он напрасно лежит под землей на горе Герцля? Должен ли был он и все его друзья, лежащие там сейчас рядом с ним, остаться в живых и продолжать учебу в иешиве, оставив защиту родины светским? А может, надо было уехать изучать Тору за границу и не служить в армии? Достопочтенный раввин, разве мы в России? Разве Армия обороны Израиля - это царская армия? Вас называют "Ришон ле-Цион", то есть, вы – первый в Сионе, а не первый в Бруклине или Багдаде, и значит, несете ответственность за народ Израиля. Думаю, вы должны подняться на гору Герцля и извиниться перед лежащими там религиозными солдатами – в том числе, и за слезы матери Амитая".
На днях я взял интервью у генерального директора министерства по делам религии Иегуды Авидана.
- Допустим, вы сидите в бейт-мидраше и изучаете Тору, - спросил я его, - и вдруг видите из окна террориста, который убивает людей. Что бы вы сделали? Продолжили учебу или, закрыв книгу, побежали спасать их?
- Конечно, побежал бы спасать, - ответил Авидан.
- Так сегодня точно такая же ситуация. Террористы вокруг, убивают нас, а вы упорно держите перед собой Гемару, смотрите в окно, видите проливающуюся кровь и говорите: "Я отсюда не сдвинусь".
И в этом вся суть. Ни одно общество не может терпеть внутри себя группу, которая на протяжении долгого времени закрывает глаза на его трудности, боль и нужды, словно ее это не касается. Государство Израиль переживает один из самых трудных периодов за все время своего существования. ЦАХАЛ напряжен до предела, десятки солдат гибнут в боях, сотни тысяч резервистов оторваны от дома и долгие месяцы сражаются с оружием в руках, чтобы защитить нас всех, включая ультраортодоксов. И то, что у последних не возникает желания протянуть руку помощи армии и государству, моему разуму непостижимо.
Понимают ли раввин Йосеф и политическое руководство ультраортодоксальной общины, насколько велика трагедия, в которую они нас втягивают? Трагедия, в которой один брат с радостью готов проститься с другим братом. Я не хочу, чтобы харедим уехали из страны ради своих молитв, они мои братья. Я хочу, чтобы мы все были вместе здесь, в месте, где должен быть каждый еврей. На земле Израиля. Но нужно понимать, что струна натянута до предела и вот-вот лопнет. И последнее, что следует делать в такой ситуации, - это продолжать натягивать струну.
Но есть еще кое-что, о чем нужно сказать честно. Израильское общество в целом, включая светское, должно знать, что призыв харедим на воинскую службу имеет свою цену. Невозможно приказать тому, кто строго соблюдает традиции, делать это менее строго. Мы не можем требовать от него питаться в армии пищей менее кошерной, чем та, которую он ест дома. Не можем требовать, чтобы он отклонялся от своих галахических предписаний. Если израильское общество хочет, чтобы в армии служили представители ультраортодоксальной общины, оно должно это осознать. Я говорю об этом еще и потому, что опыт воинских частей, где служат религиозные сионисты, оказался не самым удачным. При поддержке политиков и журналистов ЦАХАЛ не раз игнорировал галахические требования этих солдат. Так что те, кто хочет видеть в ЦАХАЛе харедим, должны знать, что так продолжаться не может.
Ну, и в заключение не могу не привести размышления РАМБАМа из его "Законов покаяния": "Тот, кто уклоняется от дорог своего общества, хотя и не совершал никаких преступлений, кто отделяет себя от общины Израиля и не исполняет заповеди, не переживает ее невзгоды и не страдает во время поста, кто идет своей дорогой, как один из всех других народов земли, тому нет места в мире грядущем".
Помоги развивать наш канал! Стань нашим спонсором
Подпишитесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем эксклюзивные фото и видеоматериалы, которые не пропускает цензура на других платформах
Портал "Детали" - главные новости Израиля. Кликни, чтобы узнать больше!
Канал NEUE ZEITEN TV - Актуально о Германии. Подпишитесь - не пожалеете!
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://evreimir.com/
Фото стопкадр youtube.com не имеет прямого отношения к фактам и событиям, о которых говорится в материале и размещено здесь только для иллюстрации.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.