Цви Зильбер
Не успели высохнуть чернила под договором с Турцией, как глава правительства отправился с визитом в Африку. Показательно, что «черный континент» встретил его с нескрываемым восторгом. Да и Нетаниягу после унижений перед Эрдоганом было вдвойне приятно открывать мемориал своему брату Йонатану, героически погибшему в ходе операции Энтеббе. Уганда сожалеет о своем темном прошлом, о былом союзе с палестинскими террористами, и даже готова воздать почести погибшим израильтянам.
Наши моралисты и «прогрессивные» СМИ немедленно отреагировали критикой по поводу разбазаривания народных средств. Подумаешь, Африка! Да на эти 28 миллионов шекелей знаете сколько голодных стариков можно было супом накормить?
Кстати, 50 миллионов шекелей, которые министр просвещения выделил на… сайт детской поэзии почему-то наших моралистов не возмутили. Еще бы, это ведь в рамках устранения дискриминации выходцев из восточных общин в школьной программе. А на устранение дискриминации (воображаемое) нашим «представителям прогрессивного человечества» никаких денег не жалко.
Мне лично 50 миллионов на графоманию жалко. А вот 28 миллионов на Африку – нет. Более того, я уверен, что эта инвестиция принесет нам миллиарды прибыли. Не говоря уже о политических дивидендах, когда представители африканских стран начнут поддерживать нас на международных форумах. Это трудно оценить в денежном эквиваленте, но 28 миллионов шекелей, в любом случае, вернутся нам сторицей.
«Черный континент» переживает сегодня бурное экономическое развитие. Сегодня там все: и Америка, и Европа, и Китай, и Индия. И Иран, кстати, тоже. В Африке растет прослойка среднего класса, на котором держится нормальная современная экономика. Там происходят важные демократические преобразования, которые также способствуют экономическому развитию и притоку инвестиций. Кстати, иностранные инвестиции в инфраструктуру выросли за последние годы в десятки раз.
«Израиль вновь открыл для себя Африку», - написал Боаз Бисмут, журналист газеты «Исраэль хайом», которая никогда не скупится на комплименты в адрес Нетаниягу. Действительно, какую прозорливость лидера надо иметь, чтобы приподняться над традиционным снобизмом израильских элит («мы крутые, мы – лучший друг США, значит, нам никто больше не нужен»), и заметить огромный континент, который начинается в двухстах километрах от наших южных границ!
Конечно, газета «Исраэль хайом» очень неохотно хвалит политиков, если это не Нетаниягу или кто-то из его ближайшего окружения. А ведь нынешний африканский визит не был на пустом месте. Я хочу напомнить, что Авигдор Либерман побывал на «черном континенте» дважды. Едва став министром иностранных дел в 2009 году он организовал первый визит. Второй визит – основательный, десятидневный, с посещением пяти стран, состоялся в 2014 году, ровно два года назад. Министра сопровождала представительная делегация, в состав которой входили представители пятидесяти компаний.
Израильская экономика устроена таким образом, что одного рукопожатия политических лидеров для развития связей недостаточно. В отличие от многих других – хорошо известных нам – стран, израильская экономика не получает приказов от политиков. Государство лишь регулятор. Кстати, именно поэтому многие соглашения со странами бывшего СССР остались только на бумаге. Ситуация, кстати, была довольно типична: приезжает к нам высокопоставленный министр, встречается со своим израильским коллегой, произносит высокопарный речи, подписывает важные соглашения золотой «паркеровской» ручкой за десятки тысяч долларов, и… И ничего не происходит. Потому что система работает иначе. Развитие экономических связей произойдет лишь после того, как конкретные бизнесмены, конкретные компании установят необходимые связи и получат серьезные гарантии.
Африке сегодня отчаянно нужен Израиль. Израильские технологии, израильский опыт в борьбе с опустыниванием. Израильское сельское хозяйство, приспособленное к жаркому климату. Израильская медицина. Израильские торговые связи, ведь Африка до сих пор не обросла необходимыми связями, чтобы продавать свою продукцию на мировых рынках. Африке нужны наши наработки с транспортировкой продукции на мировые рынки и наш опыт в борьбе с террором. Ведь африканские страны уже давно ведут войну с радикальным исламом. «Боко харам», «аль-Шаабаб», ИГИЛ и аль-Каеда залили кровью «черный континент», многократно усугубив его контекстуальные проблемы – глобальное потепление и многолетние засухи, перенаселенность, СПИД и другие эпидемии, гражданские войны и политические военные конфликты. И если до сих пор Африка интересовала наше государство лишь как рынок сбыта для подержанного и устаревшего оружия, то сегодня эти отношения переходят на качественно новый уровень.
Как сказал Биньямин Нетаниягу, Африка это 54 государства, 54 голоса в ООН. Давайте не забывать, что пресловутый BDS, международное движение бойкота Израиля, родилось именно в Африке, на Дурбанской конференции. Сегодня открылось широкое окно возможностей изменить ситуацию в корне. Уганда, Кения, Эфиопия и Руанда, четыре страны, которые посетил Нетаниягу (кстати первый после Голды Меир премьер-министр, вспомнивший про Африку), готовы переместиться в стан наших союзников уже сегодня. Сюда же можно отнести Берег Слоновой Кости (Кот д’Ивуар), Эритрею и Южный Судан. Танзания высказала желание открыть посольство в Израиле. Да и арабский Судан, как это ни странно, хочет дружить с нами. На бриффинге для журналистов в Найроби глава правительства сообщил об этом. Один из африканских лидеров прямо во время встречи с Нетаниягу позвонил некоему «лидеру исламского африканского государства» и, не отходя от кассы, назначил ему встречу с израильским лидеров. По мнению целого ряда обозревателей, эта анонимная страна – Судан, где в последнее время происходит очевидная либерализация.
В Судане до недавнего времени делами заправлял Иран. Щедрой рукой аятоллы скупали в Судане все, организовывая переброску своего оружия ХАМАСу в Газу. Но война в Сирии и противостояние суннитов и шиитов изменили ситуацию. Суданский режим не мог в данной ситуации не проявить лояльность своим братьям по конфессии. И иранцам пришлось оттуда убраться. Оставшись без иранских денег, Судан начал меняться. Сегодня там даже говорят о демократических выборах. Лидеры оппозиции обещают избирателям изменить приоритеты и сделать ставку на Израиль. Даже президент аль-Башир обмолвился недавно, что нормализация отношений с Израилем могла бы вывести Судан из-под международных санкций.
Неужели еврейское государство было настолько заносчивым и близоруким, что открыло для себя Африку только в 2016 году (не считая визитов Либермана, который не страдает заболеваниями израильских элит)? Я очень надеюсь, что некое прозренье наступило. Я очень надеюсь, что глава правительства действительно ездил туда «ради дела», а не на «разрезание ленточки» на монументе в честь его брата. Ведь «разрезание ленточки» не стоило не только выделенных 28 миллионов шекелей. Оно не стоило бы даже энергии, затраченной на написание этих строк. Очень надеюсь, что монумент в Энтеббе был маленьким дополнением, но не главной целью поездки.
Очень надеюсь, что не повторится больше инцидент, который врезался в память из-за чудовищной нашей израильской безалаберности. Перед голосованием в Совете Безопасности ООН по какой-то неприятной для Израиля резолюции наш представитель столкнулся в лифте с послом Того, африканской страны, которая входила тогда в СБ ООН. «Ой, я как раз хотел с вами поговорить по поводу голосования», - начал было наш представитель. «Только сейчас вы вспомнили, что существует такая стана – Того?» - ответил ему африканец и вышел из лифта. Проголосовал он, разумеется, против нас. Возможно, если бы мы «открыли» Африку на несколько лет раньше, то избежали бы и этого позора.
Автор - Редактор и ведущий радио РЭКА
Специально для газеты «Эхо»
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.