Вадим Радионов/журналист латвийской радиостанции BALTKOM
Когда террористы устроили взрывы в Париже, европейское общество пребывало в состоянии ужаса и растерянности. Теракт в Брюсселе тоже шокировал, но уже чуть меньше. Затем к этому начали привыкать. Захват заложников в церкви на севере Франции, например, СМИ освещали уже на автомате — новости об атаках ИГИЛ перестали быть главными.
Человек не может все время находиться в состоянии страха, иначе он просто сойдет с ума. Организм адаптируется к новым условиям и подстраивается под них. Еще несколько лет назад в Европе мы чувствовали себя в безопасности, теперь — нет. Ситуация изменилась кардинально. Просыпаясь утром и открывая новостную ленту, мы узнаем о новой террористической атаке. Когда я писал эту колонку, новости сменяли одна другую — я хотел начать о событиях в Нормандии, но эту новость из дневной повестки вытолкнул взрыв оружейного завода в Азербайджане. Внимание аудитории мгновенно переключилось. Теракт уже не так интересен, он, к сожалению, становится рутинным явлением. Трагичным, но знакомым. Террористы это понимают и придумывают все новые и новые приемы, чтобы сделать более зрелищным убийство невинных людей.
Вспомним недавнюю трагедию в Ницце, когда убийца на грузовике проехал два километра по толпе мирных граждан. Интересно, что, хотя это новая история для Европы, но она хорошо известна в Израиле, где подобные нападения палестинские террористы взяли на вооружение еще 10 лет назад. Терроризм — это в какой-то степени шоу-бизнес. ИГИЛ таким чудовищным образом ведет борьбу за рейтинги и внимание аудитории. Чем больше европейцы привыкают к подобному, тем активнее и безжалостнее начинают действовать радикалы. Журналистов нередко спрашивают, зачем тогда они об этом сообщают. Казалось бы — молчите, и тогда террористы перестанут взрывать бомбы. Как ни парадоксально, но именно СМИ обеспечивают порядок в том хаосе, который пытаются установить террористы. Если бы общество не получало информацию о происходящем, то оно бы придумало себе собственные объяснения, а это могло бы привести к еще более серьезным последствиям — массовым беспорядкам и даже параличу правоохранительной системы. Нельзя держать человека в неведении и надежде, что болезнь пройдет сама. Ничто не рождает такое количество слухов, как отсутствие информации.
Общество, на мой взгляд, имеет право знать, что происходит, чтобы не пребывать в иллюзиях. Да, это за пределами нашей зоны комфорта, но это, по крайней мере, дает нам реалистическую картинку происходящего. Нет ничего хуже, чем принимать решения, основываясь на ложной информации или ее отсутствии. К тому же, сегодня почти ничего нельзя скрыть. Тем более, если это происходит на глазах у сотен людей. Социальные сети сделали аргументы противников освещений терактов в СМИ несостоятельными. Но социальные сети обычно дают только эмоциональную картинку. Я бы даже сказал, истерическую. Они ничего не объясняют, а только нагнетают, создают мифы и ловушки. Профессиональные СМИ, которые дорожат своей репутацией, исполняют роль проводника: их задача рассказать, что происходит, и успокоить общество настолько, насколько это возможно. Паника, жажда мести, страх — это не те чувства, которые должны определять модель поведения после подобных чудовищных убийств.
В пятилетнюю годовщину резни, которую на острове Утойя в Норвегии устроил Андерс Брейвик, нам с коллегой Андреем Лешкевичем удалось взять интервью у Рустэма Даудова. Когда случилась та трагедия, ему было 16. Он чудом выбрался с острова живым. Сегодня Рустэму 21 год, и, вспоминая тот день, он рассказывает, что Брейвик сумел обмануть подростков, представившись полицейским. Он был в форме и утверждал, что убийца пойман. Это была ловушка, которая стоила жизни еще многим детям. «Брейвик сказал нам, что он из полиции — был в форме, — что все под контролем, убийца задержан Одна норвежская девочка спросила, можно ли посмотреть его удостоверение, чтобы убедиться, что он действительно из полиции. Тогда он выстрелил и убил ее, после чего начал стрелять в остальных», — рассказал Даудов. Понятно, что там, на острове, была особая ситуация, но террористы нередко пытаются обмануть, запутать мирных людей, не дать им заблаговременно разглядеть опасность. И здесь могут помочь именно СМИ: осветить произошедшее, указать, на что нужно обращать внимание в подобных ситуациях, как вести себя, чего, напротив, делать не стоит…
Мы начинаем жить в новых условиях. Европа больше не является оазисом стабильности и спокойствия, теперь обществу придется учиться выживать. И СМИ в этой ситуации могут стать спасительным маяком. Если, конечно, будут работать ответственно и честно.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.