Арик Эльман. Специально для газеты "Эхо" Израиль
Минувшая неделя, в ходе которой состоялись траурные мероприятия в память погибших в ходе антитеррористической операции «Нерушимая скала» в 2014 году, оставила осадок не только в виде скандала, который устроил на горе Герцля отец погибшего капитана Омри Таля Йорам, но начать придется именно с этого.
В Израиле не принято критиковать тех, кто похоронил своих детей, павших на защите нашей общей родины, однако Таль, страница которого в Фэйсбуке свидетельствует не столько о глубине его горя, сколько о нездоровой фиксации на личности премьер-министра Нетаниягу и его «разрушительном» воздействии на нашу демократию, навлек на себя резкую критику со стороны главы организации «Яд ле-Баним», объединяющей родных и близких павших военнослужащих. Эли Бен Шем, сын которого Коби погиб в катастрофе вертолетов на границе с Ливаном в 1998 году, возмутился не столько тем, что Йорам Таль не смог сдержать эмоций, сколько тем, что его протест выглядел как политическая акция. Бен Шем, разумеется, прав, однако презрительные выкрики в адрес Нетаниягу, когда тот упомянул, что и сам потерял брата, свидетельствуют не только о политизации самого святого – памяти павших, но и о том эффекте, который имеет непрекращающаяся кампания делегитимации самого премьер-министра.
Продолжая эту кампанию, на исходе субботы депутат Кнессета, мультимиллионер и кандидат в лидеры партии «Авода» Эрель Маргалит распространил видеоролик, в котором обвинил Нетаниягу в том, что тот, буквально, «чтобы мы забыли о расследовании против него, еще способен начать войну». То, что Нетаниягу, основные претензии к которому два года назад сводились к тому, что под его руководством Израиль действовал в Газе недостаточно агрессивно и чересчур осторожно, способен спровоцировать новую войну с кем бы то ни было – само по себе полная чушь, однако в подаче Маргалита она приобрела скорее характер кровавого навета, чем очередной политической агитки.
Однако наиболее интересный конфликт, сопровождавшийся взаимными обвинениями во лжи, произошел на почве наследия «Нерушимой скалы» между Нетаниягу и лидером «Еврейского дома» Нафтали Бенетом. По следам утечек информации о готовящемся отчете государственного контролера о работе правительства и системы безопасности в преддверии и во время «Нерушимой скалы» Бенет заявил, что в предыдущем правительстве узкий «кабинет» по вопросам безопасности ни разу не обсуждал проблему туннелей, которые террористы в Газе прорыли в направлении израильских поселений на границе сектора. Канцелярия премьера в ответ распространила список совещаний, на которых, по утверждению Нетаниягу, вопрос туннелей обсуждался еще до начала операции 7 июля 2014 года.
После того, как бывший «брат» и коллега по кабинету Яир Лапид поддержал из оппозиции Бенета, также заявив, что не помнит ни одного обсуждения проблемы туннелей, уже энтузиасты Фэйсбука нашли в сети старый пост лидера «Еш Атид», в котором он утверждал, что участвовал в «десятках» таких совещаний. Вчера перед началом еженедельного заседания правительства Бенет заговорил уже о том, что операция продолжалась слишком долго, и что 51 день – это гораздо больше, чем должно потребоваться для победы над ХАМАСом. В заключение лидер «Еврейского дома» порекомендовал всем дождаться публикации окончательного отчета государственного контролера Йосефа Шапиро.
Если бы Бенет последовал собственному совету и, несмотря на вторую годовщину операции, придержал бы язык в ожидании отчета госконтролера, конфликт не выглядел бы столь инфантильно. Тем не менее, стоит сделать усилие, чтобы попробовать рассмотреть за политическими разборками подлинную и серьезную проблему.
Из трех руководителей Израиля, отвечавших за кампанию лета 2014 года – премьер-министра Нетаниягу, министра обороны Яалона и начальника Генштаба Ганца – только Нетаниягу остался на своем посту сегодня, и понятно, что он чувствует потребность защищать не только свои собственные поступки и решения, но и авторитет всей системы израильской безопасности, в том числе и процедуру принятия коллективных решений на узком кабинете по иностранным делам и обороне. Есть в этом немалая ирония – именно Нетаниягу совсем недавно убрал Моше Яалона с поста министра обороны, став единственным козлом отпущения для тех, кто хочет использовать отчет госконтролера в политических целях. Теперь ему придется отдуваться за всех – в том числе и за министров-членов кабинета вроде Бенета и Лапида, которые прекрасно понимают – лучший способ уйти от коллективной ответственности состоит в том, чтобы вовремя отмежеваться от коллектива.
Однако если глава правительства хочет строить свою защиту на том, что взаимоотношения между военным и гражданским руководством в нашей стране построены идеально, что гражданский контроль за армией эффективен, что у народных избранников есть информация и аналитические инструменты, позволяющие им критически воспринимать предложения и оценки военных, ему лучше сразу отказаться от борьбы. Да, многие претензии к институту «узкого кабинета» - от утечек информации до политического позерства – не лишены оснований. Да, присутствие в кабинете лидеров коалиционных фракций, многие из которых конкурируют за голоса с партией премьера, чревато в случае любых неудач попытками бежать от ответственности. И тем не менее и без отчета госконтролера очевидно, что и премьер-министры, и министры обороны, и начальники Генштаба в течение всей истории страны относились к кабинету как к ритуальной структуре, где произносятся речи, а затем утверждается заранее согласованный армией и министром обороны оперативный план. Так дело не пойдет.
Дело даже не в том, сколько раз на кабинете вставал вопрос о туннелях ХАМАСа (как будто после похищения Гилада Шалита в 2006 году через именно такой туннель кто-то всерьез мог думать, будто палестинские «землекопы» решили заняться исключительно «мирным» трудом, сооружая туннели контрабанды). Туннели, как и ракеты и минометные обстрелы – это симптомы стратегической проблемы, которой кабинет уж точно не уделял внимания. Израильское правительство должно дать себе и своим избирателям отчет в главном – как оно воспринимает перспективы сосуществования с террористическим режимом палестинских исламистов в секторе Газы?
До тех пор, пока в Газе правит ХАМАС, угроза агрессии оттуда будет сохраняться, меняя формы. Убедившись, что барьер израильской противоракетной обороны пробить почти невозможно, а контрабанда крупных ракет и реактивных снарядов в Газу через сухопутную и морскую блокаду Египта и Израиля – дело дорогое и рискованное, ХАМАС в следующем конфликте скорее всего
попытается поразить приграничные израильские города и поселки массовыми ракетно-минометными атаками с короткой дистанции. Тогда, наверное, кто-то потребует создать комиссию по расследованию этой новой проблемы. Однако не тактическая, а стратегическая проблема стоит перед Израилем в Газе уже десять лет, с момента прихода ХАМАСа к власти – сдерживать ли ограниченную террористическую угрозу или покончить с ней?
Нетаниягу, Либерман, Бенет и Лапид, каждый из которых в свое время обещал «покончить с ХАМАСом», научились за минувшие годы похвальной осторожности. Помимо ограниченных возможностей террористов и эффективного сотрудничества с Египтом, Израиль извлекает из существования режима ХАМАСа прямую пропагандистскую и дипломатическую выгоду. Достаточно отметить, что до тех пор, пока власть на палестинских территориях фактически расколота, любые усилия Абу Мазена обрести признание его «государственности» в ООН обречены на провал. Да и мысль о том, что израильские солдаты должны будут сражаться и погибать в Газе, чтобы отнять ее у ХАМАСа и отдать ФАТХу, вызывает сегодня не меньшее отвращение, чем два года назад.
Однако если израильская стратегия действительно состоит в том, чтобы «управлять конфликтом», а не планировать захват сектора Газы и ликвидацию ХАМАСа как минимум как вооруженной структуры, израильский кабинет, с премьер-министром во главе, должны проинформировать об этом народ и взять на себя ответственность. То же самое следует сделать, если в случае нового конфликта план состоит в установлении прямого израильского контроля в секторе Газы, со всеми вытекающими последствиями. Тогда, возможно, не придется потом выяснять отношения в преддверии очередного отчета государственного контролера.
Автор - журналист, политолог
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.