Эндрю Э. Крамер/The New York Times
- С определенной точки зрения - и, безусловно, с точки зрения Кремля - поведение Владимира Кара-Мурзы в Вашингтоне можно было счесть предательским, откровенной изменой родине", - пишет журналист The New York Times Эндрю Э. Крамер.
- При ряде публичных встреч на Капитолийском холме Кара-Мурза, один из лидеров российской оппозиции, призывал американских законодателей расширить экономические санкции в отношении российского правительства на основании закона, который известен как "Закон Магнитского". Он утверждал, что это ускорит политические перемены в России.
Вернувшись в Москву, спустя месяц, в мае 2015 года Кара-Мурза заметил перемены в собственном организме.
«На протяжении примерно 20 минут совершенно нормальное самочувствие сменилось учащенным пульсом, очень высоким давлением, я вспотел, облевал все вокруг, а потом потерял сознание", - вспоминает Кара-Мурза. "Он проглотил какой-то яд, сказали ему врачи после того, как через неделю он вышел из комы. Но они не могли найти никаких опознаваемых следов яда".
Кара-Мурза уцелел, но мало кому из других людей, оказавшихся в его положении, так повезло. Он сказал, что уверен, что пал жертвой отравления, организованного спецслужбами. Политические убийства, которые широко практиковались в советское время, снова играют заметную роль во внешней политике Кремля: это самый жестокий инструмент в расширяющемся наборе тактик запугивания, призванных заткнуть рот критикам в России и за границей или застращать их каким-то иным образом.
Обычно невозможно вычислить, какие физические лица имели отношение к отравлению, а чиновники правдоподобно отрицают причастность к нему. Но отравления почти не оставляют сомнений в том, что к ним причастно государство. Возможно, в этом-то и суть.
"Высококвалифицированные киллеры по найму существуют только в массовой культуре, - утверждает профессор Нью-Йоркского университета Марк Галеотти. - Если в действиях видна высокая квалификация, значит, использовались ресурсы государства".
Другие страны, особенно Израиль и США, стремятся совершать точечные убийства, но строго в контексте борьбы с терроризмом. Ни одна другая крупная держава не прибегает к убийствам столь систематически и безжалостно, как Россия при действиях против тех, кого она считает предателями своих интересов за границей. В 2006 году парламент этой страны даже законно санкционировал убийства за пределами России.
Теперь убийства и смерти при загадочных обстоятельствах воспринимаются как столь большая опасность, что критики Кремля часто бегут из страны и держат свое местопребывание в секрете.
"Россия никогда не признавала использование полномочий, предусмотренных законом от 2006 года, и конкретно отрицала какую-либо причастность правительства к громким делам, в том числе к убийству Литвиненко", - продолжает издание.
Автор напоминает, что недавно из России бежал Григорий Родченков ("разоблачитель в скандале с допингом в российском спорте", как характеризует его издание). Два других официальных лица неожиданно скончались. Разоблачительница Юлия Степанова, которая скрывается в США, в этом месяце была вынуждена переехать из опасений, что ее местонахождение стало известно хакерам.
"Правительство использует спецслужбы в целях ликвидации своих врагов, - заявил в интервью экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков. - Это был не только Литвиненко, но и многие другие, о ком мы не знаем, [их смерти. - Прим. ред.] были классифицированы как несчастные случаи или, возможно, несчастные случаи".
Коронер постановил, что причиной смерти кремлевского инсайдера Михаила Лесина была травма от удара тупым предметом. В июле информагентство "Интерфакс" сообщило, что в США умер Александр Потеев, офицер разведки, обвиняемый в выдаче сети российских шпионов.
Но самой смертоносной темой за все годы оказался, пожалуй, "Закон Магнитского". Сергей Магнитский, юрист и аудитор, был взят под стражу по обвинениям в уклонении от налогов, когда расследовал "возврат" правительством налогов на 230 млн долларов, который коррумпированные российские чиновники предоставили сами себе. Он умер в 2009 году после того, как в тюрьме ему отказали в необходимой медицинской помощи.
Работодатель Магнитского, финансист Уильям Браудер стал вести в Конгрессе США кампанию за принятие закона, на основе которого можно было бы наказать официальных лиц, причастных к правонарушениям и дурному обращению с Магнитским. В 2012 году так называемый "Закон Магнитского" был принят.
Вопрос о том, кто был причастен к афере с налогами, стал жизненно важным вначале для расследования, а в итоге для окончательного масштаба закона. Доступ к инсайдерской информации стал ключевым и, как оказалось, смертельно опасным. На данный момент 5 человек, которые либо передали подобную информацию, либо были потенциальными свидетелями, скончались при загадочных обстоятельствах, запутанность которых наводит на мысль об убийствах, совершенных под покровительством государства.
Одним из этих людей был Магнитский. До Магнитского скончались еще двое. "Валерий Курочкин, потенциальный свидетель, чье имя появлялось в документах, связанных с аферой, бежал из России на Украину, но в 43 года умер там: у него отказала печень. Другой, Октай Гасанов, который был фигурой низкого уровня в деле об афере, но мог бы пролить свет на образ действий группы, умер от сердечного приступа в 53 года.
Четвертый инсайдер (его имя в статье не названо) "безвременно скончался при прыжке с балкона". Пятый, банкир Александр Перепиличный, передал швейцарским следователям данные о денежных переводах. В 2012 года он умер в Англии от сердечного приступа во время пробежки.
Лишь в 2015 году ботаник смогла установить предположительную причину смерти Перепиличного: в его желудке были следы гельземиума, редкого ядовитого растения, которое растет в Гималаях и известно тем, что применялось при убийствах китайцами. На сентябрь запланировано коронерское дознание.
Яд более ста лет был любимым инструментом российской разведки.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.