Арик Эльман, политолог. Специально для газеты "Эхо" /Израиль/
Период израильских национальных памятных дней, начинающийся с праздника Песах и завершающийся в Шавуот, стал в последние годы прямо-таки минным полем разного рода «умных» заявлений официальных лиц и общественных деятелей, которым кажется, что лучший способ привлечь внимание нашего народа к какой-то проблеме – это испортить ему настроение, брякнув какую-нибудь заведомую чушь на актуальную тему в самый неподходящий момент. Классиком этого жанра на сегодняшний день является, конечно же, заместитель начальника Генштаба Яир Голан, порадовавший нас год назад своим ценным наблюдением о неких процессах в израильском обществе, очень похожих на происходившее в Германии перед приходом к власти нацистов.
Как правило, большая часть этих умных мыслей раздается с левой-либеральной стороны израильского политического спектра. Однако никто не может утверждать, что только либералы располагают у нас монополией на кретинизм, и в этом году особо отличился редактор ультраортодоксальной газеты Ятед Неэман равин Исраэль Фридман. Фридман написал статью, в которой продолжил бесконечную дискуссию между «харедим» и остальным Израилем о том, как надо хранить память жертв Холокоста. Как известно, ультраортодоксальная система образования не отмечает «Йом ха-Шоа», что регулярно возмущает светское общественное мнение. Харедим в ответ утверждают, что еврейский религиозный календарь включает в себя достаточно дат, более подходящих для поминовения невинных жертв, и что в иудаизме есть для этого освященные столетиями ритуалы, молитвы и традиции.
Дискуссия эта, разумеется, легитимна, когда она ведется с позиции уважения к собеседнику. Однако уважение к светскому Израилю – это последнее, что интересует редактора «Ятед Неэман», и поэтому он попросту заяавил, что День памяти Катастрофы – это пример того, как светское государство извращает и оскорблят память погибших евреев, в то время как «харедим» являются единственными подлинными хранителями их памяти и продолжателями их традиции.
Фридман объясняет, что он имеет в виду – только ультраортодоксальные ешивы с именами уничтоженных местечек (Мир, Поневеж, Гур, Вижниц и т.д.) являются «живой памятью» о шести миллионах, потому что продолжают и возрождают их образ жизни. Сторонников светского Израиля он обвиняет в том, что именно они позорят мучеников Холокоста, когда отказываются жить так, как они, выглядеть так, как они, одеваться так, как они. Паровозом под этот тезис идут у Фридмана все традиционные ругательства и проклятия – «реформизм», «уничтожение субботы», «срезание пейс» и прочие никак не соответствующие израильской реальности мифы ультрарелигиозной пропаганды. Договорился раввин и до того, что назвал любую попытку либерализации иудаизма в Израиле «духовным Холокостом, опасным для еврейского народа не меньше, чем физический».
Позицию редактора «Ятед Неэман» можно было бы проигнорировать (хотя она отражает точку зрения достаточно влиятельного меньшинства), если бы она не была столь возмутительно лжива. Из шести миллионов уничтоженных нацистами и их пособниками евреев Европы и Советского Союза большинство не были ультраортодоксами. Значительная часть евреев Польши, Венгрии, Белоруссии, Украины, Бессарабии вела к началу Второй мировой войны светский или умеренно- религиозный (то, что мы сегодня называем «традиционалистский») образ жизни. Ситуация в Западной Европе была еще более однозначной.
Однако это еще не все. Нигде в Европе, разумеется, ультраортодоксальный образ жизни не пользовался поддержкой государства. Евреи, которые стремились жить в ХХ веке так, как в XVIII, делали это в результате собственного выбора, не требуя, чтобы светское еврейское общество им этот выбор оплачивало. Ультраортодоксальные ешивы на шее государства и в кармане налогоплательщика – это не продолжение святой традиции, это израильское новшество, рожденное в грехе соглашения о «статус-кво» при провозглашении независимости 69 лет назад.
И если уж мы заговорили о грехах, то, клеймя современное израильское светское общество за его недостаточную «верность» убитым предкам, редактор «Ятед Неэман» мог бы вспомнить и о примере «верности», который подали своим последователям тогдашние лидеры хасидских дворов Бельц, Гур, Сатмар и другие, бежав из Европы и бросив их на верную гибель. Он мог бы вспомнить и других раввинов, которые даже перед лицом неминуемой катастрофы запрещали иммигрировать в Палестину, когда это еще было возможно – чтобы их паства не оказалась в руках безбожников-сионистов. Наивность, эгоизм, идеологическая слепота – всем этим светское еврейство Европы страдало не в меньшей степени, однако сегодня мы, светские, помним об этом, а лидеры харедим продолжают делать вид, будто ничего подобного не происходило вообще.
Ультраортодоксальное мировоззрение в сегодняшнем Израиле держится, как на фундаменте, на твердокаменном убеждении в собственной абсолютной правоте. Никто не может запретить раввину Фридману и его единомышленникам врать самим себе, однако всякий, кто поинтересуется дискуссиями на форумах «харедим» в Интернете, убедится, что эта пропаганда уже не работает, и новое поколение ультраортодоксов, куда больше интегрированное в жизнь Израиля, чем этого хотелось бы их лидерам, задает – пока только самим себе – все больше неудобных вопросов. Поэтому истеричные пасквили типа этого не должны оскорблять нас – светских израильтян, напротив – они – позитивный признак надвигающихся перемен.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.