Арик Эльман, политолог/ специально для газеты "Эхо"
Убийство двоих израильских полицейских на Храмовой горе в минувшую пятницу повлекло за собой публичную дискуссию, характер которой должен раздражать любого здравомыслящего израильтянина. О чем только не шли дебаты – об экстремизме среди израильских арабов, о том, надо ли было разрешать депутатам Кнессета возвращаться на Гору, о просчетах израильских служб безопасности, допустивших складирование в мечетях вооружений и других средств нападения и нарушения порядка... Об одном только речь не шла, как в поговорке о «слоне в комнате», которого все стараются тщательно не замечать – о том самом «статус-кво» на Храмовой горе, который, пока на месте преступления остывала кровь жертв, израильское правительство вновь поклялось соблюдать .
Если еще остались в нашей стране «священные коровы» - темы, которые не обсуждаются, которые следует принимать как данность – то положение на Храмовой горе, без сомнения, одна из них. Всякий, кто поднимает вопрос о моральности и целесообразности продолжения нынешней ситуации, в которой главная святыня еврейского народа, сердце еврейской национальной истории, находится под чужим враждебным контролем, моментально объявляется «ультраправым религиозным экстремистом», которого следует негласно исключить из любой дискуссии между серьезными людьми. Более того, израильские СМИ охотно предоставляют платформу реально существующим еврейским экстремистам (их можно пересчитать по пальцам одной руки), которые призывают к немедленному строительству Третьего храма – так проще всего запугать умеренное еврейское большинство и убедить его, что «только ненормальный может стремиться изменить статус-кво».
Пишущий эти строки – не религиозный человек, и он не считает Творца Вселенной своим агентом по недвижимости. Не нужно носить кипу на голове, чтобы понимать, что именно «статус-кво» является главной, если не единственной, причиной постоянной террористической опасности, исходящей с Храмовой горы, и что стремление любой ценой сохранять этот статус-кво никак не способствует тишине.
Начать хотя бы с мотивации террористов. Те, кто делают далеко идущие выводы из того факта, что все они – израильские арабы, и начинает дебаты о том, как нам отделиться от Умм эль-Фахма, подменяют одну проблему другой (равно как и те, кто радикализацию израильских арабов объясняет тем, что еврейское государство недостаточно делает для них). Опросы общественного мнения ясно показывают, что большинство израильских арабов радикальные идеи не разделяют и ни на какой джихад ни за Аль-Аксу, ни за палестинское государство не готовы.
Проблема начинается тогда, когда отдельно взятые израильские арабы-мусульмане, особенно молодежь, начинает все серьезнее относиться к своему исламу. Поскольку ислам хоть и является, как известно, «религией мира», но при этом весьма сложен для понимания, ежегодно сотни, а то и тысячи приверженцев ислама настолько неверно трактуют учение Мухаммада, что устраивают ради него массовые кровопролития, в первую очередь среди других мусульман, но и среди тех неверных, которые попадаются им под руку. Израиль в этом смысле – не исключение, а правило.
Совершение теракта с высокой вероятностью самоубийства для радикального исламиста – это «шахада», буквально «свидетельство», героическая демонстрация силы его веры и пренебрежения к смерти, цель которой – запугать и устрашить неверных. Если после такой демонстрации неверные делают то, что от них требуется – в нашем случае закрывают и ограничивают доступ других неверных к святыне ислама – значит, шахиды все сделали правильно. Арабский вопрос и палестинская проблема тут не при чем – следующий теракт на Храмовой горе (а он случится всенепременно) может быть совершен пакистанцами с британским паспортом или принявшим ислам жителем Рязани, мотивация от этого не изменится и механизм оценки успеха теракта – тоже.
Всякий раз, когда израильское правительство ограничивает доступ евреев (и других не-мусульман) на Храмовую гору, когда оно заставляет собственных полицейских (в том числе и двоих павших в пятницу героев) преследовать и арестовывать на горе евреев за попытки реализации своей свободы вероисповедания, оно посылает самым экстремистским мусульманским кругам самый скверный и опасный сигнал – насилие работает. Израильские СМИ тоже вносят свой ценный вклад в этот процесс, творчески находя извинения и объяснения очередному акту исламского насилия в действиях самих неверных – скажем, в решении открыть гору для еврейских парламентариев. Так усиливается любимый нарратив исламистов о том, что они никогда не являются агрессорами, а лишь отвечают в пределах своих слабых сил на насилие против них самих и их миролюбивой веры.
Идея простая и очень древняя – дайте страдающим мусульманам то, чего они требуют (полной ликвидации еврейского присутствия, контроля и наблюдения на Храмовой горе), и живите в мире. Это – еще одна форма «джизьи», налога на немусульман за право жить под властью ислама, и до тех пор, пока Государство Израиль сотрудничает с этим шантажом, поддерживая дискриминирующий евреев статус-кво на Храмовой горе, говорить всерьез о каком-то суверенитете Израиля там не приходится.
Палестинцы превращают мечеть и постройки вакфа на горе в склады оружия, потому что могут. Они уничтожают свидетельства существования Первого и Второго храмов, потому что могут. Патрон вакфа – иорданский король – разговаривает с Израилем (от доброй воли которого полностью зависит его режим) языком ультиматумов, потому что может. Никакие усилия израильского правительства заверить палестинцев, вакф, Иорданию в своей решимости сохранить статус-кво не увеличивают ни на йоту кредит доброй воли в отношении Израиля.
После 50 лет таких бесплодных попыток понравиться и доказать свою белизну и пушистость, израильскому руководству стоит попробовать другие методы. Израиль должен требовать гарантий свободы вероисповедания на Храмовой горе – для евреев, христиан и мусульман – и если они нарушаются, гарантировать ее сам. Израиль должен ликвидировать экстерриториальные привилегии вакфа – нет связи между правами администрации святых мест и превращением их в этакое подобие Ватикана. Израиль должен отвечать на каждый теракт на Храмовой горе демонстративными мерами (например, расширением доступа евреев и смягчением ограничений на молитвы и т.п.), которые, никак не ограничивая права мусульман, ясно показывали бы, что террор не только полезен – он вредит делу ислама.
После практически безостановочного кровопролития начала 2000-х Израиль смог победить террор, когда до палестинцев дошло, что насилием они не добьются никаких уступок, и когда цена, которую им пришлось платить за продолжение «сопротивления» стала непомерно высока. До сих пор Храмовая гора оставалась в силу «статус-кво» исключением из этого правила, и поэтому она продолжает взрываться вспышками насилия. Пришло время ликвидировать исключение.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.