Арик Эльман, специально для газеты "Эхо" (Израиль)
Поскольку президент США Дональд Трамп и его советники по палестино-израильскому конфликту – его зять Джаред Кушнер, бывший вице-президент его концерна Джейсон Гринблатт и его бывший адвокат Дэвид Фридман – весьма эффективно поддерживают завесу секретности во всем, что касается деталей их мирной инициативы, средствам массовой информации в Израиле и за его пределами остается только гадать о том, как же будет выглядеть план Трампа по завершению противостояния арабов и евреев на Ближнем Востоке. В этой связи особый интерес представляет редкое интервью, которое Джаред Кушнер дал на уик-энде палестинской газете «Аль-Кудс» в перерыве между встречами с премьер-министром Нетаниягу в Иерусалиме.
В интервью, озаглавленном «Я готов работать с президентом Аббасом, если он этого хочет», Кушнер впервые дал понять, что если палестинское руководство и дальше будет отказываться от всякого диалога с нынешней администрацией США, то он и его коллеги рекомендуют президенту Трампу опубликовать свой мирный план публично, будучи уверенными в том, что он найдет отклик у палестинской общественности. Однако особый интерес представляет ответ старшего советника президента США на вопрос о том, что он услышал от арабских лидеров, с которыми встречался:
«Они разъяснили мне, что хотят увидеть палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме, и соглашение, которое позволит палестинцам жить в мире и реализовывать те экономические возможности, которые доступны сегодня их народам. Они хотят, чтобы соглашение уважало достоинство палестинцев и стало эффективным решением всех проблем, которые обсуждаются десятилетиями. Все они настаивают на том, что мечеть Аль-Акса должна оставаться открытой для всех мусульман, желающих в ней молиться».
Трудно избавиться от мысли, что вне зависимости от реального содержания своих бесед с арабскими лидерами Джаред Кушнер вложил в их уста некоторые идеи, которые явно найдут свое выражение в будущем мирном плане – с целью мобилизовать максимальную его поддержку в арабском мире. По всей видимости, команда Трампа предполагает, что это потребует гарантировать палестинцам, что они смогут назвать своей какую-то часть нынешней муниципальной территории Восточного Иерусалима и провозгласить там свою столицу, и что если Израиль сохранит свой суверенитет в Старом городе, включая Храмовую гору, для мечети Аль-Акса потребуется особый статус и гарантии доступа к ней мусульман без израильского контроля.
Тем не менее, из интервью ясно, что, несмотря на стремление американцев предложить детальные решения основных проблем возможного урегулирования – Иерусалима, границ, безопасности и т.д. – Кушнер верит в то, что главной мотивацией для палестинцев должна быть мотивация экономическая. По его словам, «урегулирование фундаментальных проблем без открытия пути к лучшей жизни не обеспечит устойчивого долговременного решения».
Тут, как говорится, и собака зарыта. Стратегия Трампа на Ближнем Востоке до сих пор была проста и понятна – в отличие от Барака Обамы и его предшественников, Трамп и его соратники пришли в Белый Дом с уверенностью в том, что проблемной стороной в конфликте, которая мешает его урегулированию и активно саботирует все попытки о чем-то договориться, является не Израиль, а палестинцы. Все меры, принятые администрацией до сих пор – включая признание Иерусалима столицей Израиля – были направлены на создание атмосферы давления на руководство ПА с Аббасом во главе с целью побудить его к готовности принять американский план урегулирования, когда тот будет готов. При этом как сам президент, так и его советники постоянно намекали на то, что их предложения не будут идентичны позициям израильского правительства (Трамп в своем Твиттере отметил, что за признание Иерусалима Израиль «должен был заплатить», если бы палестинцы не встали на путь саботажа).
Теперь, когда дело подходит к представлению самого плана, и по всему видно, что Махмуд Аббас вряд ли намерен менять гнев на милость (палестинское руководство надеется, что благодаря поддержке Евросоюза и американских левых ему удастся «пересидеть» Трампа и дождаться прихода в Белый дом администрации, менее дружественной Израилю), команда Трампа хочет, «собрав подписи» лидеров умеренных арабских режимов с Саудовской Аравией во главе, и рассчитывая на позитивную реакцию Нетаниягу, представить этот план палестинцам публично. Проблема в этом подходе одна, и она же до сих пор была и остается главным камнем преткновения любого урегулирования. Трамп, как и его предшественники в Белом Доме, исходит из убеждения, что палестинский народ заинтересован в мире с Израилем, и лишь пытается добиться максимально выгодных для себя условий – логика, вполне понятная бизнесмену Трампу. Достаточно лишь выставить нынешних лидеров ПА банкротами и саботажниками, какими они в действительности и являются, рассеять иллюзии и одновременно представить все плюсы будущей сделки – и палестинцы поймут, что для них хорошо. Однако до сих пор поведение палестинцев – не только их руководства, но и палестинских масс – свидетельствует о том, что они ни при каких обстоятельствах не готовы к мирному сосуществованию бок о бок с еврейским государством, и предпочитают страдать «под гнетом» израильской оккупации в надежде на то, что рано или поздно это ненавистное им еврейское государство падет. До тех пор, пока эта надежда живет в палестинских головах, любой мирный план, при любом палестинском руководстве, будет обречен на провал.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.