Арик Эльман, специально для газеты "Эхо" Израиль
Ничто так не девальвирует ценность демократии в глазах среднего израильского либерала, как принятие закона, который ему не нравится. С момента, когда Кнессет, после многолетней дискуссии и нескольких редакций, утвердил абсолютным большинством голосов Основной закон, еврейского народа, и стало ясно, что сионистская идеология и в ближайшем, и в более далеком будущем будет определять характер израильской демократии, либеральный Израиль начал беспрецедентную, пожалуй, с 1995 года кампанию подстрекательства и делегитимации как самого закона, так и всех, кто его поддерживает, от премьер-министра до последнего блоггера.
Ветеран израильской журналистики Дан Маргалит, который сегодня пишет статьи в «Хаарец», назвал в своем Твиттере инициатора закона, бывшего главу ШАБАК, депутата Кнессета Ави Дихтера «дураком», министра туризма Ярива Левина, помогавшего провести закон – фашистом, все правительство Израиля – «правительством апартеида», и продолжает радовать общественность примерно раз в час новыми ругательствами в адрес закона и тех, кто его придумал. Правда, Маргалит воздерживается (пока) от обвинений Нетаниягу и его единомышленников в нацизме, но в этом его уже опередили другие. В социальных сетях заявление о том, что закон о национальном государстве – нацистский, и все его сторонники – еврейские нацисты, уже превратилось в элемент леволиберального консенсуса. Ави Дихтер уже подвергся нападению со стороны «друзских активистов», и можно только представить себе, какой вербальной агрессии подвергаются в сети все парламентарии, выступившие за закон.
Израильские средства массовой информации полностью мобилизовались в поддержку любого, кто готов выступить против нового закона (и чем более отвязанной будет критика, тем лучше), при этом никаких независимых мнений «за» ни на экране, ни в эфире нет, и в результате возникает иллюзия, будто число сторонников закона только проголосовавшими за него и ограничивается. Никакой «дискуссии» о законе нет – есть организованная пропагандистская кампания, в которой уже есть и назначенные герои. Главный из них – это, разумеется, бригадный генерал запаса, друз Амаль Асад, который «прославился» тем, что назвал Израиль государством апартеида. Израильские СМИ молчат о том, что «героическому» и «бескомпромиссному» лидеру друзов угрожает суд по обвинению в коррупции, связанному с его деятельностью в качестве члена совета директоров компании «Таасия авирит». В рекомендации полиции говорится, что Асад, будучи одновременно совладельцем фирмой с красноречивым названием «Друзнет», которая выполняла подряды для «Таасия Авирит», организовывал заказы одной «своей» фирмы у другой.
Если бы Амаль Асад был сторонником закона о национальном характере Израиля, всякое интервью с ним начиналось и заканчивалось бы фразой «Давайте только напомним слушателям/зрителям, что против вас есть очень тяжелая рекомендация полиции и вы подозреваетесь в коррупции». Совсем недавно израильская пресса резко критиковала законопроект, призванный запретить публикацию подобных полицейских рекомендаций. От премьер-министра Нетаниягу, ставшего объектом таких рекомендаций, требуют подать в отставку, не дожидаясь даже решения юридического советника правительства. Маленькая юридическая проблема Амаля Асада просто не существует в СМИ несмотря на то, что вполне легитимно было бы задать вопрос – есть ли связь между ней и его экстремистской позицией в отношении принятого закона?
Однако для израильских друзов «протест» против закона, никак не ограничивающего их права – это хорошая возможность добиться от израильского правительства поддержки, которой они давно добиваются (руководители друзских местных властей постоянно и справедливо жалуются на недостаточное финансирование, и эти жалобы стали еще более резкими после того, как правительство утвердило 15-миллиардный пакет финансовой помощи всему арабскому сектору). Для тех, кто записал себя в их союзники, субботняя демонстрация в Тель-Авиве стала еще одним звеном в цепи мероприятий, цель которых одна – устранение Нетаниягу. Недаром «украшением» демонстрации друзов, как и до того – демонстрации ЛГБТ, стал огромный лозунг «Crime Minister».
По ходу борьбы достаточно быстро стало ясно, что на самом деле речь идет, разумеется, не о друзах. Один из израильских публицистов открыл секрет Полишинеля, потребовав в Твиттере от Ави Габая и Ципи Ливни сменить «уже завтра» название их фракции с «Сионистского лагеря» на «Лагерь израильтян». Дихотомия понятна – или ты еврей, сионист и соответственно – расист и фашист, или ты «израильтянин» без всех этих еврейских штучек, и тогда ты должен быть сторонником полного и всеобщего равенства, которому сионизм никак не соответствует.
Габай и Ливни пока вывеску не меняют, но уже объявили о том, что, если они победят, то превратят Декларацию Независимости Израиля в «конституцию страны». Речь идет, разумеется, о демагогии – Декларация Независимости никогда не была правовым документом, и не задумывалась как правовой документ, и если завтра придать ей статус основного закона, то послезавтра суды вплоть до БАГАЦа захлебнутся в исках с требованием, например, ввести в Израиле абсолютное арабско-ивритское двуязычие, отменить запрет на «воссоединение семей» с жителями Палестинской автономии, и, конечно же, отменить Закон о возвращении.
Пусть ни у кого не будет иллюзий – Закон о возвращении, гарантирующий только евреям и членам их семей право на иммиграцию в Израиль и немедленное получение гражданства, и который до принятия нынешнего закона о национальном характере Израиля считался главным правовым символом еврейского характера государства, не выживет столкновения с конституционно закрепленным принципом всеобщего равенства, если эта жуткая коммунистическая мечта в один прекрасный день будет реализована на Святой Земле. Отменить его будет несложно – Закон о возвращении не имеет никакого привилегированного статуса. Обратите внимание – никто из тех, кто так громко кричит о равенстве, которого ему не хватает в новом законе, не предлагает сделать Закон о возвращении конституционным. Логично – идея ведь не в том, чтобы закрепить сионизм, а в том, чтобы рано или поздно от него избавиться.
На фоне этого подстрекательства и лицемерия остается только повторять простые вещи. Закон о национальном характере Израиля не касается прав меньшинств, кроме одного – отделиться от Израиля. Закон никак не ограничивает индивидуальные права израильских граждан, неважно, евреи они или нет. Закон не отменяет принятые ранее Основные законы, которые и обеспечивают нынешний характер израильской демократии (в том числе и функциональное равенство граждан в ключевых сферах, в первую очередь – равенство перед законом и равное избирательное право). Те, кто столь истерически выступают против него, делают это не потому, что их остро волнует будущее израильской демократии, а потому, что слова «еврейское» и «национальное» вызывают у них аллергию.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.