Манфред Герстенфельд -
почетный председатель Иерусалимского центра по связям с общественностью
Существуют значительные культурные различия в том, как страны, даже демократические, интерпретируют свое прошлое. Когда я в свое время учился в школе в Нидерландах, в наших учебниках много рассказывалось о Голландской Ост-Индии (позже получившей название Индонезия), которая тогда была колонией. (Ее не следует путать с Голландской Индией - колониальными владениями Нидерландов на полуострове Индостан. – Прим. пер.) Однако нам вообще ничего не говорили о Яванской войне первой трети XIX века, в ходе которой голландские военные убили 200 тыс. местных жителей, из которых десятки тысяч были мирными гражданами.
Когда же мой старший внук учился в средней школе в Иерусалиме, ему однажды дали задание написать о так называемой резне в Дир Ясине. Тогда, во время интенсивных боевых действий, около 200 арабов из этой деревни, в том числе мирных жителей, были убиты бойцами еврейской военизированной организации «Эцель» («Иргун цваи леуми»). По политическим мотивам, степень жестокости, с которой действовали тогда члены «Эцель», была сильно преувеличена – причем как арабами, так и евреями. Почему же мой внук получил это задание? Ведь Дир Ясин не был типичен для поведения евреев в Войну за независимость.
Многие жесточайшие военные преступления, совершенные голландцами, замалчивались или рассказ о них сводился к минимуму при преподавании истории в Нидерландах. Будучи школьником, я мало что знал о кровавой тридцатипятилетней войне в султанате Ачех (северо-западная часть Суматры), которая длилась с 1873 по 1908 год.
Хендрик Колейн служил в тогдашней колониальной армии десять лет, причем шесть из них - помощником губернатора в Ачехе. В ноябре 1894 года он откровенно написал своей жене, что приказал своим солдатам убить девять женщин и троих детей, которые просили его о пощаде. И это всего лишь один пример из многих. Позднее он дважды возглавлял правительство Нидерландов и неоднократно занимал различные министерские посты.
В прошлом году голландско-швейцарский историк Реми Лимпаш опубликовал 870-страничную книгу, включающую 2419 сносок, о военных преступлениях Нидерландов в ходе двух так называемых «полицейских акций» в 1947 и 1948 годах, проводившихся в Голландской Ост-Индии против местного населения. Он пришел к выводу, что эти преступления были тогда обычным делом, а не «отдельными эпизодами», как утверждалось ранее.
В книге приводится множество примеров того, как голландцы устраивали поджоги, пытали и расстреливали заключенных, а также убивали женщин и детей. Автор получил несколько откликов на свой труд, но в нидерландском обществе не наблюдалось сколько-нибудь серьезной реакции на него.
В конце 1960-х годов молодой голландский историк Сис Фассер был официально обвинен за расследование этих «полицейских акций». Позднее он признался в «поверхностном характере» своего исследования. Только сейчас, когда практически всех участников тех преступлений уже нет в живых, правительство приняло решение о начале изучения периода деколонизации.
На протяжении многих десятилетий военные преступления Нидерландов почти никого не интересовали. Голландский капитан Раймонд Вестерлинг руководил «умиротворением» сопротивлявшихся колонизаторам районов острова Сулавеси. В 1974 году он рассказал тележурналисту за стаканом виски, что предал военно-полевому суду 350 пленных и казнил их лично.
Министром юстиции в то время был Дрис ван Агт, впоследствии возглавивший правительство Нидерландов. Никаких правовых действий в отношении Вестерлинга тогда предпринято не было. (Сегодня Ван Агт является, пожалуй, главным противником Израиля в своей стране). Упомянутое интервью с Вестерлином, в котором тот признался в военных преступлениях, до 2012 года не соглашался показать ни один голландский телевизионный канал.
В 1987 году историк Ад ван Лимпт написал статью о массовом убийстве, в результате которого погибли 364 жителя Голландской Ост-Индии. По его словам, никакой реакции на публикацию не было. В 1997 году он написал книгу «Поезд трупов», в которой рассказывается, как голландцы уморили голодом около половины перевозившихся однажды в поезде местных жителей. Как сказал мне сам автор, многие осуждают его за то, что он написал об этом книгу.
Мой знакомый кинорежиссер снял в 1995 году фильм об убийстве голландскими солдатами сотен жителей деревни Равагеде. Он сказал мне, что подобные преступления, по словам местных жителей, происходили и в соседних деревнях.
В своей книге «Моя земля обетованная», вышедшей в 2013 году, журналист Ари Шавит рассказывает историю якобы произошедшего в июле 1948 года в Лоде умышленного убийства арабских гражданских лиц израильскими силами. Три израильских ученых – Мартин Крамер, Эфраим Карш и Бени Моррис – рассмотрели версию Шавита и признали ее несостоятельной. Журнал The New Yorker, однако, опубликовал главу из книги Шавита. Редактор этого издания мог бы обеспечить заполнение его страниц на год вперед, если бы решил напечатать историю преступлений, совершенных голландскими колонизаторами в Индонезии в те же годы.
В 1995 году нидерландские миротворцы ООН бежали в хорватскую столицу Загреб из боснийской мусульманской деревни Сребреница, которую должны были защищать. Захватившие деревню боснийские сербы убили, по разным оценкам, от 7000 до 8500 местных мусульман. Это было самое большое массовое убийство в Европе после окончания Второй мировой войны. В 2017 году Апелляционный суд Нидерландов постановил, что миротворцы несут, по крайней мере, частичную ответственность за резню, так как не смогли ей помешать, и постановил выплатить компенсацию родственникам 300 жертв.
Нидерландский историк Генри Бундерс писал, что когда боснийцы стояли по колено в крови, голландские солдаты в Загребе стояли по щиколотку в пиве. При этом их наследный принц, глава правительства и министр обороны были прекрасно осведомлены о произошедшем.
Во время битвы под афганским городом Хора в 2007 году голландские солдаты убили, по имеющимся оценкам, от пятидесяти до ста гражданских лиц. Однако Нидерланды заявили, что не знают, сколько именно гражданских лиц было убито в результате налетов их авиации в период с 2006 по 2010 год в провинции Урузган.
В 2018 году голландское правительство признало, что в ходе атак нидерландских ВВС в войне против «Исламского государства» в Ираке и Сирии гибли мирные жители. Но в то время как США, Великобритания и Австралия предоставили информацию об убийстве гражданских лиц в этой войне, голландцы отказываются это делать.
Власти Нидерландов по сей день упорно отказываются признать неспособность своего правительства в изгнании в Лондоне во время Второй мировой войны защитить преследуемых и уничтожаемых голландских евреев. Все остальные страны Западной Европы, включая Монако и Люксембург, признали это. Некоторые из них также извинились перед своими еврейскими гражданами.
Лицемерная позиция Нидерландов, замалчивающих свое неприглядное прошлое, сильно контрастирует с израильской мазохистской культурой, подчеркивающей собственные ошибки, которые бледнеют в сравнении с голландскими преступлениями. Обеим странам, несомненно, следовало бы скорректировать свои позиции – в противоположные стороны.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.