Маркус Шефф
Гражданская война в Сирии продолжает бушевать, и конца ей все еще не видно. Президент Башар Асад уже более семи лет уничтожает свой народ, в чем ему оказывают поддержку Россия, Иран и «Хизбалла». Но хотя часть страны лежит в развалинах, на подвластных режиму территориях школьное обучение продолжается. Учебники, по которым учатся там дети, соответствуют относительно высокому образовательному стандарту; многие из них опубликованы уже во время войны.
Институт мониторинга толерантности в школьном образовании (IMPACT-se) получил в свое распоряжение и тщательно проанализировал текущую сирийскую учебную программу. На днях он опубликовал свой новый доклад на эту тему, который написали д-р Эльдад Пардо и Майя Якоби.
Прежде всего, стоит отметить, что в школьной программе отражены все укрепляющиеся связи с ключевым союзником режима Асада - Россией. Изучение русского языка является обязательным, и все, что относится к России или Советскому Союзу, имеет позитивную окраску. Иран же, напротив, подается в учебной программе как региональный противник и рассматривается как режим, которому нельзя доверять. Как это согласуется с присутствием иранских сил в Сирии, можно только гадать. При этом «Хизбалла» в учебниках даже не упоминается.
Вместе с тем, из плана обучения, финансируемого режимом Асада, четко ясно одно: личность главного врага Сирии. Из школьной программы мы можем многое узнать о том, что сирийские дети – как оставшиеся в стране, так мигрировавшие в государства Ближнего Востока и Европы, - учат об Израиле и евреях.
Надо ли говорить, что из сирийских учебников никуда не исчезла традиционная юдофобия, с привычными обвинениями «сионистов» в преступлениях, совершаемых на этнической, религиозной или национальной почве, а также в стремлении к территориальной экспансии и контролю мировых СМИ. Причем все это подается как непреложный факт. Учебники полны подстрекательств, предвзятости, лживых претензий, искажениями истории, оскорбительных карикатур и фотографий вне контекста.
Короткому рассказу писателя Гассана Канафани в учебном пособии по арабскому языку для восьмого класса предшествует введение, в котором, в частности, говорится: «Священные религии и общественные нормы подчеркивают ценность человека и его право на уважительное отношение и свободную жизнь, без какой-либо дискриминации. Однако есть люди, которым хорошо только тогда, когда другим плохо. Сионисты – яркий пример таких людей».
Далее описываются непременные «атрибуты» поведения евреев, такие как «нарушение договоров и невыполнение обещаний». Сирийские школьники изучают единственную пьесу Шекспира: «Венецианский купец». В соответствии с их учебником арабского языка, «эта пьеса глубоко раскрывает постыдные черты еврея-ростовщика, жадность и алчность, которые проявляются в его характере всеми возможными способами». В качестве иллюстрации приводится карикатура на Шейлока, отражающая стереотипный средневековый образ еврея.
Неудивительно, что арабо-израильский конфликт является основной темой учебной программы. Сирийская национальная идентичность представлена в ней как единая арабская нация - «Арабская родина», объединяющая все арабские государства. Естественно, здесь нет места Израилю, называемому «расистское террористическое сионистское образование». Это чуждое, нелегитимное государство. Соответственно, освобождение Палестины является основной целью арабов.
В учебнике для первого класса показана географическая область, в которой Сирия расположена, и граничащие с ней страны; все они описаны как «Арабская родина». Израиля же на карте просто нет.
Хотя в целом школьная программа является светской, насильственные действия и «мученичество» в ней оправдываются – и даже поощряются – в рамках сирийского сопротивления израильской оккупации Голан. Ученикам 12-го класса объясняют, что «одной из форм «религиозного джихада» в современную эпоху является джихад нашего народа на оккупированных Голанах».
Сирийские учебники говорят нам о многом, выражая идеи их авторов и рисуя картину общества, которое те хотели бы построить. Они оказывают сильное влияние на учеников внутри и вне классных стен, поскольку преподносят им историю и современность, дают представление о политических и социальных концепциях, описывают ценности, которые общество хочет передать следующему поколению. Для сирийских детей юдофобия и ненависть к евреям являются ключевой частью их образования.
Автор – руководитель института IMPACT-se
Джерузалем пост/новости недели
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.