Алекс Гольцекер. Военно-политический эксперт
Вероятно, я упустил момент, когда ХАМАС стал партнером Израиля по региональному урегулированию. Другого объяснения действий правительства Нетаниягу в отношении власти в секторе Газа не найти.
Критические мили
Последний подарок властям террористического анклава – расширение зоны рыболовства у берегов Газы до 12 миль – кажется мелочью по сравнению с другими, вроде очередных чемоданов с долларами на Новый год. И потому он прошел незамеченным для СМИ, а уж тем более для публики.
Между тем он имеет большое значение – и практическое, и стратегическое.
Практическое заключается в том, что теперь, благодаря расширению зоны рыболовства до 12 миль (было 6, потом в качестве поощрительной меры увеличили до 9), рыболовецкие суда из Газы (а мы знаем, что они занимаются не только рыбной ловлей) смогут беспрепятственно промышлять практически вплотную у причалов нефтеналивного завода в Ашкелоне. Какие появляются дополнительные возможности для устроения терактов в этом чувствительном месте, можно представить, а какие последствия будут от теракта здесь, если его удастся совершить, - страшно представлять. Но это лишь потенциальная угроза.
Стратегическое, а точнее морально-стратегическое значение гораздо глубже и значительнее. И тут угроза не гипотетическая, завтрашняя, а сегодняшняя, реальная – уже существующая, и влияющая на нашу безопасность и жизнь вообще.
Вот о ней и речь.
ХАМАС нашел приманку
Ловля рыбы на приманку, на мой взгляд, самая интересная рыбалка. Ты не ждешь клева, а ищешь его. Ищешь не только, выбирая правильное место (это само собой), а ищешь подход к рыбе. Пробуешь разные варианты – быстрая проводка, медленная, мелкая, глубокая, с паузами. Меняешь приманки – тяжелая, легкая, цветная, блестящая, с поводком, без поводка. Целая наука. Это требует терпения, но если нашел правильный подход, угадал, перехитрил рыбу, тогда готовь куканы и фотоаппарат, чтобы запечатлеть феерический улов и большую победу.
После новогоднего подарка ХАМАСу в виде расширения зоны рыбного промысла, естественно напрашивается некая проекция упомянутой ранее рыбалки на то, что происходит в наших отношениях с Газой.
ХАМАС долго искал подход к Израилю, менял приманки в виде ракетных и минометных обстрелов, похищения солдат, тоннелей, «марша возвращения», воздушных змеев с горючей смесью и тому подобное.
Все это вперемешку с подбором подхода к мировому сообществу. Здесь полный ассортимент – от турецкого судна с вооруженными миротворцами, подстрекательств депутатов Кнессета из арабского сектора и заканчивая, разумеется, назревающей гуманитарной катастрофой по вине израильской блокады.
И как выясняется, - нашел! Израиль клюнул и продолжает клевать так, что у ХАМАСа не хватает куканов, чтобы собрать на них всю пойманную рыбу.
Если рыба клюет – наживку не меняют
Мне доводилось неоднократно беседовать с Нетаниягу в телевизионном эфире и «за кулисами». Впервые вопрос о секторе Газы я задал ему, когда он возглавлял оппозицию. Сегодня в это верится с трудом, но был и такой период в его биографии.
Тогда он ответил мне, что ХАМАС – это большая проблема, но мы, конечно же, при необходимости решим ее. Момент необходимости он тогда определил некой красной чертой, за которой находится реальная угроза безопасности гражданам Израиля.
Прозвучало это весьма странно даже тогда, потому что Сдерот обстреливали уже несколько лет, «Железного купола» не существовало даже в проекте, а некоторые жители, прилегающих к Газе населенных пунктов уже сообщали о странном подземном шуме.
С тех пор прошло много лет. К теме ХАМАСа и Газы я периодически возвращался при каждой возможности поднять ее в беседе уже с премьер-министром Нетаниягу. Последний раз такая возможность представилась несколько недель назад.
Ответ всегда оставался неизменным. И это при том, что ХАМАС много раз, с определенным постоянством, представлял все большую угрозу безопасности гражданам Израиля. Зона ракетных обстрелов расширилась до центра страны, сеть оперативных тоннелей стала огромным сюрпризом операции «Несокрушимая скала», они похитили израильского солдата, удерживают тела еще двух солдат, они жгут поля на Юге, пытаются еженедельно прорвать пограничный забор, широко празднуют теракт, жертвой которого стал младенец.
Они нашли подход к рыбе. Пошел клев!
Как нас насадили на кукан
Взамен на все вышеперечисленное ХАМАС получает энергоресурсы, свободные переводы катарских денег, провоз грузов через КПП на территорию сектора и вдобавок расширение зоны рыбного промысла. Почему бы нет? Ведь клюет. Клюет на любую приманку.
Провоз стройматериалов в Сектор - он ведь, разумеется, для строительства детских садов и школ. Катарские деньги предназначены исключительно для выплаты пособий и зарплат чиновникам. Каким именно чиновникам? Которые роют тоннели или тем, которые пытаются прорвать по выходным пограничный забор?
А расширение зоны рыболовства вообще аргументировали как-то странно – «чтобы не усугублять». Как несколько тонн рыбы могут повлиять на пограничную с сектором ситуацию? Все «чиновники» ХАМАСа бросят пограничный забор и побегут торговать рыбой?
Но самая крупная рыба, которую поймал ХАМАС, это, конечно же, безответный ракетный обстрел Израиля. 500 ракет за один день, погибшие и раненые израильтяне. И в ответ – поставки цемента, молчаливое согласие на финансирование следующих обстрелов и расширение зоны рыбного промысла.
В связи с этим возникают два вопроса. Выгодно ли ХАМАСу менять способ ловли? И что должно еще произойти, чтобы наши рыбьи мозги поняли, что нас просто насаживают на кукан?
Останемся на крючке?
Случались в нашей истории ошибочные решения правительств. И довольно часто. Но все же они случались в рамках осуществления далеко идущих планов. Пускай тоже ошибочных, но когда в решениях просматривается рациональность и логика, то история списывает некоторые проступки на перемену обстоятельств. Вся история Израиля состоит из таких проступков и прощений.
Все ошибались и всех простили. От Бен-Гуриона до Ольмерта. Но если сегодня военно-политический кабинет во главе с Нетаниягу не может объяснить жителям Юга, в силу каких обстоятельств они оказались за той самой красной чертой безопасности, - какие аргументы они смогут предъявить гражданам, когда эта черта переместится в Тель-Авив, а мы взамен продолжим расширять зону рыбалки?
Это случится гораздо раньше, чем, скажем, решение юридического советника по уголовным делам Нетаниягу. С таким-то клевом.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.