Моше Аренс, будучи совершенно гражданским человеком, вошел в историю Израиля, как самый лучший и, пожалуй, самый любимый министр обороны. Доказав, что на этом важном посту вовсе не обязательно быть генералом с послужным списком в генеральном штабе. Генералов у нас много. Самое главное – это стратегическое видение и неизменное следование принципам.
Цви Зильбер. Журналист
Пресс-служба Биньямина Нетаниягу опубликовала «эпитафию» по Аренсу, где, в частности, говорилось: «Миша, мой учитель и наставник, был последователем Зеэва Жаботинского… Я был свидетелем чудесных вещей, которые Миша делал на благо упрочнения статуса Государства Израиль - в должности нашего посла в Вашингтоне, на посту министра иностранных дел, в качестве председателя комиссии по иностранным делам и обороне, в должности министра обороны».
Ой ли? Конечно, многие политики делают ставку на то, что у избирателя память очень короткая. Но давайте вспомним события 20 – 30 летней давности. И сразу станет понятно, что наш глава правительства и министр обороны лукавит. Может они и дружили семьями, но Аренс вряд ли согласился бы на звание учителя и наставника Биньямина Нетаниягу. И Жаботинский здесь абсолютно не при чем.
Миша был министром обороны во время войны в Персидском заливе, когда нас обстреливал «скадами» Саддам Хусейн. Это конец 1990 – начало 1991 года. Аренс настаивал на том, что Израиль обязан нанести ответный удар по Ираку, хотя американцы, которые сплотили против Саддама номинальную коалицию, категорически возражали. Наставником Нетаниягу можно считать, как раз-таки, Ицхака Шамира, который, несмотря на широкое народное возмущение, несмотря на уничижительную критику, оставил эти агрессивные действия без ответа. Аренс предлагал высадить в Ираке спецназ дивизии «Голани», который в течение короткого времени уничтожил бы все ракетные пусковые установки. Но Шамир, называя это, конечно же, «национальной ответственностью», «государственным подходом», оставил Саддама без ответа. Поэтому духовным наставником Нетаниягу, скорее, были Шамир, Рабин и Перес. А наследие Миши Аренса больше подходит прошлому министру обороны, Авигдору Либерману.
Даже не буду говорить, какой моральный ущерб нанесла такая политика израильскому обществу. И сотням тысяч новых репатриантов из бывшего СССР, которые тогда прибывали в Израиль с верой в непобедимость и неустрашимость ЦАХАЛа. Политика Шамира разрушила психологический баланс, существовавший между нами и соседями, которые знали, что ни одна провокация не останется без ответа. Что на иврите называется «сила сдерживания».
Во время первой каденции Нетаниягу (1996 – 1999) Миша неоднократно выражал глубокое разочарование политикой Нетаниягу, и даже выдвинул свою кандидатуру на праймериз в Ликуде. То, что сегодня называется «Лишь бы не Биби». Тогда, в январе 1999, эту фразу говорил Аренс. Что не помешало Нетаниягу назначить вновь Мишу министром обороны (после отставки Ицика Мордехая). Надо отметить, что тогда, в свою первую каденцию, Нетаниягу еще был героем по сравнению с нынешними временами. Иногда даже умел брать на себя ответственность.
Мише Аренсу пришлось под давлением «национальной ответственности» и «государственного подхода», которые уже тогда были свойственны правительству Нетаниягу, демонтировать несколько важных форпостов ЦАХАЛа в Южном Ливане. Как водится, «Хизбалла», которая любые уступки воспринимает как свою победу и поражение Израиля, отреагировала радостным ракетным обстрелом Хайфы и Галилеи. Аренс, не задумываясь дважды, разбомбил две электростанции и несколько мостов стратегического значения в Ливане, после чего обстрелы сразу прекратились…
В свете вышесказанного, можно себе представить, как поступил бы Нетаниягу в нынешней ситуации, если б Моше Аренс был его наставником на деле, а не на словах. 15 миллионов долларов откупных ХАМАСу даже не появились бы на повестке дня. Мы не только превратились в посмешище всего Ближнего Востока, мы не только потеряли остатки нашей «силы сдерживания». Мы стали соответствовать тем антисемитским анекдотам про галутного еврея, который не может за себя постоять и пытается откупиться деньгами от своих врагов.
Ракета, которая прилетела в понедельник утром из Газы, подтвердила в очередной раз то, что мы и так знали: никакие сделки с ХАМАСом, если они не базируются на явной, решительной военной победе Израиля, не будут работать. Ракеты, попытки прорвать забор, зажигательные баллоны, подкопы. Вся эта деятельность получила новый толчок благодаря катарским долларам.
Кстати, 15 миллионов долларов, о которых все говорят, это далеко не вся сумма, которую Катар переводит ХАМАСу. Еще топливо и другие стратегические ресурсы на сумму 10 миллионов долларов в месяц. И хотя сторонники «национальной ответственности» и «государственного подхода» объясняют нам, что эти деньги идут на улучшение гуманитарной ситуации, почему-то прилетевшая ракета сразу заставила правительство остановить катарскую помощь. Интересно, с чего бы это? Разве правительство с «национальной ответственностью» и «государственным подходом» может позволить кучке террористов сорвать улучшение гуманитарной ситуации в двухмиллионном секторе?
Можете не сомневаться, пройдет несколько дней, и поставки катарской помощи возобновятся. Наличные снова потекут в Газу. Просто в предвыборной ситуации главе правительства очень важно показать бурную деятельность. Которая сама по себе. Ну, а ракеты, естественно, сами по себе.
Так что, наш дорогой глава правительства, не трогайте Аренса. Лучше не надо.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.