Такое же разочаривание постигло Герцля и у Папы, посколько, как ему обьяснили, Святой Престол не может отменить решение Всевышнего, наказавшего евреев потерей государственности за грех распятия Христа.
И уж точно не мог предвидеть Герцль, что миллионы христиан- евангелистов в Америке, в отличие от многих американских евреев, будут поддерживать Израиль, как необходимое условие второго пришествия Христа, и будут готовы сражаться за Святую Землю до последнего еврея.
Также не мог представить Теодор Гецль политическую силу иудаизма в современнем Израиле.
Но и светское в своей основе Сионистское Движение преобрело в своем развитии сакральное перерождение.
В начале Сионистское Движение было, как и предполагал Теодор Герцль, светским и играло ведущую роль в поселенческом движении и армии.Но постепенно, особенно после неудачных результатов солашений Осло, эта идеология ослабла и для многих ее носителей, особенно радикально “левого” направления, стала превращатья в идеологию “ пост-сионизма”, то есть практически антисионизма. Однако, паралелльно с этой тенденцией усилилось движение Религиозного Сионизма, видящего в заселении всей исторической Эрец-Исраель (Страны Израиля) сакральную миссию. Именно оно практически вытесняет исторический светский сионизм в поселенческом движении и в армии, сочетая, религиозность, традиционализм, национализм и готовность воевать для защиты своих идеалов, являясь, если пользоваться аналогией, по своей сути “еврейским казачеством”.
Многое не могли себе представить эти два бородатых по моде своего времени, но в остальном столь несхожие между собой, внуки раввинов Карл Маркс и Теодор Герцль.
Если вернуться к названию статьи ”Мог ли бы стать Израиль стратегическим партнером России на Ближнем Востоке,” в свете сказанного, можно заключить, что все исторические предпосылки к этому, как были, так и остались.
Со стороны России это несомненно возможно, но при непременном условии: рассматривать евреев как нормальный народ, без мифов и фобий, что и было собственно основной целью герцлианского сионизма: стать, как все народы. Однако “скользя” по интернету ,особено на youtube наталкиваешься на такое количество откровенно юдофобских выступлений “слинявшей в серую черной сотни” ( Евтушенко), что оптимизм исчезает. Мне ,конечно, могут возразить, что это маргиналы, на которых не следует обращать внимание. Это, возможно, и верно. Но,как я писал выше, у еврейского народа хорошая историческая память и он прекрасно помнит, что еще сто лет назад Адольф Шикльгрубер тоже был маргиналом, на которого мало кто обращал внимание и прежде всего просвещенные немецкие евреи. Однако в этом году мы отмечаем 80 летие Бабьего Яра. И если “Святой Престол” официально снял с современных евреев ответственность за распятие Христа, то подобного решения РПЦ нет. Это для евреев не прошло незамеченным.
Потомки евреев Российской Империи несомненно внесли выдающийся вклад в русскоязычную культуру и науку всех стран б. СССР , и “вклад кровью” во время ВОВ , но также и в кровавые преступления сталинской эпохи. А поскольку иудаизм предполагает коллективную национальную ответственность, нам евреям надо тоже уметь каяться. Если мы, евреи, ожидаем от других народов покаяния за причиненные нам страдания, то подобное национальное покаяние с нашей стороны было бы на мой взгляд более, чем уместно.
На заре сионизма германофил Теодор Герцль пытался склонить последнего германского императора Вильгелма II к поддержке сионизма, мотивируя это тесной исторической связью просвещенных немцев “ моисеева вероисповедания” с Германией. Но у Вильгельма были свои интересы в арабском мире, а у Герцля была только “ мечта” и он осторожно ответил Герцлю “ время покажет…”.
.С высоты XXI века мы можем оценить историю века XX, которая действительно себя “показала”.
Понимая, что многое мною написанное тезисно, спорно и неоднозначно , а пути Истории неисповедимы,предпочитаю на этом остановиться.
Буду рад дискуссии по поставленным мною вопросам.
Др. Зеев Ицхар
Председатель Содружества израильтян выходцев из Ленинграда-Санкт-Петербурга.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.