Всемирно известный французский этнолог, участник более 30 арктических экспедиций, крупнейший знаток жизни коренных народов Крайнего Севера Жан Малори отреагировал на сообщения о желании Дональда Трампа купить Гренландию. В своем заявлении для агентства France-Presse Жан Малори осудил «колониальный дух» и «циничную меркантильность» этой идеи.
Кадрyoutube
UPD: Дональд Трамп подтвердил, что интересуется покупкой Гренландии «по стратегическим причинам». Впрочем, по его словам, «это не первая тема в повестке дня».
«Предложение Дональда Трампа еще более неприемлемо из-за того, что Гренландия является заморской территорией Дании (члена Европейского союза), она ассоциирована с ЕС. Судьба Гренландии таким образом зависит и от Европейского союза», — подчеркнул французский этнолог.
{banner_inner}
Жан Малори, французский этнолог и ученый-полярник, основатель и директор Центра арктических исследований в Париже с 1946 года. В 1994 году Жан Малори стал одним из основателей Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге
Несмотря на то, что Гренландия географически является частью североамериканского материка, исторически и политически она намного теснее связана с Европой. Остров долгое время был датской колонией. Статсус колонии был упразднен в 1953 году, когда Гренландия стала неотъемлемой частью Датского королевства. С 2009 года, после референдума по вопросу самоуправления, Гренландия получила расширенную автономию в составе Дании. Это страну Дональд Трамп должен посетить в сентябре.
Жан Малори напоминает о «тяжелом прошлом» между США и Гренландией. Он упоминает ядерную катастрофу вблизи военной базы в Туле 21 января 1968 года. Крушение бомбардировщика B-52 американских ВВС, на борту которого находились четыре ядерные бомбы, вызвало радиационное заражение местности. Жан Малори указывает и на радиоактивные отходы, оставшиеся на месте бывшей секретной американской военной базы Camp Century, построенной подо льдом в разгар холодной войны.
«Если Соединенные Штаты хотят выписать чек, это может быть первый взнос в оплату экологического долга гренландцам, Дании, Европейскому Союзу», — говорит Жан Малори.
Источники Wall Street Journal и Reuters утверждают: Дональд Трамп неоднократно обсуждал со своими советниками идею купить Гренландию и присоединить к США этот крупнейший в мире остров, интересовался его природными ресурсами и геополитической важностью. Официальных комментариев из Вашингтона пока не поступало.
{banner_inner}
Соединенные Штаты уже пытались купить Гренландию. После Второй мировой войны, учитывая стратегическую важность острова, президент Гарри Трумэн предложил Дании за него 100 миллионов долларов. Дания от сделки отказалась. Но заключила с США договор, на основе которого в Гренландии в начале 1950-х появилась авиабаза Туле — самая северная авиабаза США. Базу оснастили мощной радиолокационной станцией раннего предупреждения. Во годы холодной войны Туле была важнейшим элементом защиты США от возможного советского удара через Арктику.
The Wall Street Journal перечисляет три причины, по которым Гренландия привлекает внимание США (и не только США). Первая причина — экономическая. Остров богат минеральными ресурсами и нефтяными месторождениями в море. И это, не считая ледникового покрова, который представляет собой 10% всей пресной воды в мире.
Госсекретарь США Майк Помпео отметил, что в связи с таянием гренландских льдов открываются «новые коммерческие возможности»: скрывающиеся под ними природные ископаемые могут оказаться доступными. Защитники природы обвинили его в цинизме: ледяной покров Гренландии продолжает сокращаться. Его полное исчезновение поднимет уровень мирового океана на семь метров.
Вторая причина — геополитическая. Тот же Майк Помпео на встрече Арктического совета в Финляндии заявлял об «агрессивном поведении» России и Китая в Арктике и признал, что этот регион стал «ареной глобальной конкуренции» из-за запасов нефти, газа, полезных ископаемых и изобилия рыбы. Он указал на масштабные китайское инвестиции в Гренландии и российские «провокации» в Арктике.
Наконец, третья причина — символического плана. Дональду Трампу, вероятно, хотелось бы добавить еще одну звезду на американский флаг, как это сделал в 1959 году Дуайт Эйзенхауэр, когда Аляска официально стала американским штатом.
{banner_inner}
«Мы не продаемся»
Источники Reuters отмечают, что в окружении Трампа по-разному реагируют на разговоры о покупке Гренландии. Некоторые воспринимают их как шутку.
Как шутку это воспринял и бывший премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен. «Это должно быть первоапрельская шутка, но совершенно не в сезон», — написал он у себя в твиттере.
На сообщения СМИ отреагировали власти Гренландии. Министерство иностранных дел Гренландии опубликовало такое заявление:
«Гренландия богата ценными ресурсами, такими как полезные ископаемые, чистейшая вода и лед, рыбные запасы, морепродукты, возобновляемые источники энергии, и является новым направлением для туризма и приключений. Мы открыты для бизнеса, но не для продажи».
{banner_inner}
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.