Армении - один из древнейших оплотов христианства в мире. Но существует множество свидетельств тому, что армянское общество проявляет системный антисемитизм. Согласно исследованиям Pew Research Center, проведенным в 2018 году, 32% армян не желают видеть евреев гражданами своей страны. Последнее исследование Антидиффамационной лиги (ADL) «Global 100: индекс антисемитизма» показало, что большинство армян считают различные антисемитские стереотипы «скорее всего, соответствующими действительности».
Трагедия, которую знаменитый историк Роберт Вистрих однажды назвал «самой долгой ненавистью», проходит стадию реставрации. От расстрелов в синагогах в Питтсбурге и Пауэе, о которых кричат заголовки главных мировых изданий, до менее нашумевших, но почти ежедневных случаев вандализма, угроз и насилия – все это безошибочно указывает на возрождение антисемитизма в XXI веке.
В основном всеобщее внимание сосредоточено на росте нетерпимости к евреям среди крайне правых, крайне левых и исламских экстремистов. Однако из поля зрения, как правило, упускается еще один источник ненависти к евреям – христианский антисемитизм.
8 июня, в канун праздника Шавуот, 60 семинаристов армянской церкви совершили в Иерусалиме антисемитскую атаку. Это было очередным проявлением многовековой тенденции – преследования евреев христианами. Данный инцидент, по сути, является важным предостережением как для еврейских лидеров, так и для израильского правительства, стремящихся к налаживанию партнерских отношений и созданию альянсов.
Благодаря крупным реформам в католической церкви (таким как Ватикан II), положившим конец вековым антисемитским учениям, а также с развитием движения христианского сионизма, особенно в евангелической общине, можно надеяться, что христианский антисемитизм пошел на убыль.
На фоне угрозы исламского терроризма и в связи с напряженностью арабо-израильского конфликта напрашивается вывод, что у Израиля будут более прочные альянсы с нациями преобладающего христианского населения, чем с государствами мусульманского большинства.
Но факты на местах иногда демонстрируют иное положение вещей, особенно в Армении, одном из древнейших оплотов христианства в мире.
Существует множество свидетельств тому, что армянское общество проявляет системный антисемитизм. Согласно исследованиям Pew Research Center, проведенным в 2018 году, 32% армян не желают видеть евреев гражданами своей страны. Последнее исследование Антидиффамационной лиги (ADL) «Global 100: индекс антисемитизма» показало, что большинство армян считают различные антисемитские стереотипы «скорее всего, соответствующими действительности».
Несмотря на установление дипломатических отношений сразу после обретения Арменией независимости в начале девяностых прошлого века, отношения между Израилем и Арменией остаются в зачаточном состоянии, особенно если сравнивать со связями Израиля с соседом Армении, государством с мусульманским большинством – Азербайджаном.
Тесные отношения Израиля с Азербайджаном не случайны: в Азербайджане нет истории антисемитизма (и по этой причине отсутствует современный антисемитизм). История еврейской общины в Азербайджане насчитывает более двух тысячелетий. В Израиле процветает многочисленная община иммигрантов.
Как получилось, что мусульманская нация имеет тесные связи с единственным в мире еврейским государством, а христианская Армения поражена антисемитизмом и отношения ее с Израилем весьма прохладны?
Прежде всего, необходимо учитывать благодатную атмосферу религиозной терпимости в Азербайджане, связанную с отделением религии от государства. По результатам опроса Gallup International / WI Network of Market Research Азербайджан был признан одним из самых светских государств среди 65 обследованных стран. Население Азербайджана на 97% составляют мусульмане, но согласно Конституции страны это светское государство. Государственная система образования является светской. Отказ от законодательного закрепления государственной религии – это гигантский шаг в сторону религиозной свободы для страны с преобладающим мусульманским населением.
Сравните это с Арменией, где Армянская Апостольская Церковь имеет значительное влияние. В IV веке н.э. Армения стала одним из первых государств, официально принявших христианство. Сегодня Армянская Апостольская Церковь имеет официальный статус национальной церкви, вопреки тому, что законодательством Армении о свободе совести установлено отделение церкви от государства. Таким образом, Армения не является чисто светским государством, как Азербайджан.
По сей день сильны пережитки древнего церковного антисемитизма, особенно в восточных ортодоксальных церквях. ADL призвала эти церкви удалить древние антисемитские отрывки из их литургий и положить конец преподаванию теологии замещения.
Учитывая центральную роль, которую Армянская церковь по-прежнему играет в стране, неудивительно, что Армения старается на государственном уровне обелить Холокост, а армянские СМИ постоянно демонстрируют антиизраильские и антисемитские тенденции, и в том же логическом русле находится недавняя антисемитская выходка семинаристов армянской церкви в Иерусалиме. Без подлинного разделения церкви и государства религиозные предубеждения и ненависть будут все больше и больше завладевать умами народа.
Контраст со светским Азербайджаном, страной мусульманского большинства, не может быть более резким. Азербайджан последовательно выступает против антисемитизма, поддерживает тесные оборонительные и экономические связи с Израилем и является оплотом против угрозы Ирана.
Еврейские и израильские лидеры должны помнить об этом историческом и современном контексте. Не судите нацию по преобладающей религии. Хотя общепринятое мнение об источниках религиозной ненависти часто имеет место, союзников порой можно найти и в неожиданных местах.
Джесси БОГНЕР
Джесси Богнер – писатель и журналист. Его мемуары «Эгоцентрик» (The Egotist) переведены на пять языков. Его работы были можно найти в The Daily Caller, MSN и The Huffington Post. Сборник его статей «Тикуним» вышел в свет в январе 2018 года.
Джерузелем пост - Новости недели
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.