«Детали» уже рассказывали об инциденте на чемпионате мира по дзюдо в Японии, когда иранские власти надавили на своего спортсмена - Саида Моллаеи, 27-летнего уроженца Тегерана, чтобы он выбыл из борьбы и не встретился со своим израильским соперником Саги Муки.
Сразу после чемпионата Моллаеи был вынужден бежать в Германию, а президент Федерации дзюдо (IJF) Мариус Визер, который и помог с побегом, заявил, что Федерация созовет экстренное совещание, чтобы выяснить, действительно ли Моллаеи и его семья стали жертвами принуждения властей и насколько серьезны были угрозы в их адрес, а затем принять решение о наказании, которое будет наложено на иранскую федерацию дзюдо. Буквально на днях стало известно, что принято решение о временном отстранении Ирана от соревнований; кроме того, будет проведено специальное слушание по данному вопросу, включая открытие дисциплинарного дела.
Как сообщила пресс-служба IJF, указано, что действия иранской федерации дзюдо нарушили устав, этический кодекс организации и Олимпийскую хартию.
В заявлении, сделанном от имени Международной федерации дзюдо, в частности, говорится: «Как следует из истории вопроса, 28 августа во время чемпионата мира в Токио иранские власти и иранская Федерация дзюдо проинструктировали Саида Моллаеи, чтобы он не встретился на татами с израильским спортсменом Саги Муки. Подобные факты и предпринятые шаги представляют собой вопиющее нарушение полученного нами письма в мае 2019 года, подписанной президентом Олимпийского комитета Ирана и президентом иранской Федерации дзюдо, где сообщалось, что Иран всецело и полностью обязуется соблюдать Олимпийскую хартию и отказаться от принципов бойкота».
Как отмечается в указанном заявлении, действия иранской стороны нарушают целый ряд международных законов и принципов, в том числе: принципы Всемирной федерации дзюдо, этический кодекс Федерации и Олимпийскую хартию. Подчеркивается, что подобные случаи произошли на Олимпиаде в 2004 году и на состязаниях «Большого шлема» в этом году в Париже.
«Исполнительный комитет Федерации дзюдо решил, что упомянутые правонарушения должны быть непременно преданы огласке, и потому решил открыть дисциплинарное дело против иранской Федерации дзюдо», - говорится в тексте заявления.
Иранские спортивные чиновники в течение трех недель могут подать апелляцию на обнародованное решение IJF в спортивный арбитражный суд (CAS).
Как утверждал сам Моллаеи, иранские официальные лица не раз оказывали на него давление, чтобы он отказался от участия в соревнованиях, если там оказывались спортсмены-израильтяне. В последний раз это касалось его возможного поединка с Саги Муки, который выступал в той же весовой категории, что и иранский дзюдоист (до 81 килограмма).
В интервью на телеканале Би-Би-Си на фарси Моллаеи сказал, что в Токио он покинул соревнования, не сдержав слез.
«Я никогда не забуду того, что произошло в Токио. Я мог завоевать третью золотую медаль чемпиона мира, и я нацелился на золото», - отметил иранский спортсмен.
На днях Моллаеи дал также подробное интервью Deutsche Welle –немецкой международной общественной телерадиокомпании. В частности, он признался, что был вынужден несколько раз прибегать к трюкам вроде того, что случилось в Токио, в том числе, на соревнованиях турнира «Большой шлем» в Абу-Даби и в Париже.
«На состязаниях во французской столице мне даже пришлось устроить шоу: я схватился за ногу, будто получил травму – и меня отвезли в больницу, – рассказывает он, - и все это было сделано для того, чтобы во время вручения наград я не стоял на одном подиуме с израильтянином».
Отвечая на вопрос, поддерживает ли его Международная федерация, Моллаеи говорит: «Не просто поддерживает, а дала мне стопроцентную гарантию, что я смогу участвовать в Олимпийских играх, под олимпийским флагом или флагом другой страны. Когда я очутился в Германии, иранские СМИ и главный тренер сборной солгали, что якобы я ходатайствовал о предоставлении мне убежища в Германии. На самом деле, у меня есть двухлетняя немецкая виза, и я хотел бы побыть здесь, пока IJF и Международный олимпийский комитет не примут окончательное решение».
Моллаеи открыто говорит, что мир должен помочь иранским спортсменам, потому что многие из них постоянно сталкиваются с вмешательством властей в их жизнь из-за чего им приходится покидать Иран, оставляя там свои семьи, своих друзей и близких, и это «очень и очень непросто, когда тобою овладевает на чужбине грусть и тоска».
Моллаеи очень тепло отозвался о своем конкуренте, нынешнем чемпионе мира – израильтяне Саги Муки: «Я дружу с ним, как и с другими спортсменами. Он поддерживает меня, и я благодарен ему за это. Надеюсь, что однажды мы просто встретимся, как друзья, до или после татами. Мне кажется, что не так важно, кто из нас победит – куда важнее дружба».
Иранский дзюдоист считает, что при нынешней политической ситуации он вряд ли вернется домой, а точнее – никогда не вернется.
«После чемпионата мира я поставил себе цель - завоевать титул на Олимпийских играх. Это может быть очень сложным, недостижимым, но такова моя мечта. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы моя семья радовалась моей олимпийской медали. Мне очень трудно не видеться с родителями и друзьями, но мне просто нужно с этим справиться», - подвел итог Саид Моллаеи.
по материалам газеты «ХаАрец» и международных информационных агентств.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.