Ни в коем случае нельзя забывать, какую ярость масс, какую убийственную волну поднимали письма против евреев в бывшем СССР.
Почитываю в сети дискуссию, разразившуюся вокруг письма в Кнессет нескольких десятков более или менее известных русскоязычных израильтян, ратующих за запрет на репатриацию внуков евреев и их семей путем ликвидации в Законе о возвращении пунктов 4а ("арба-алеф") и 4б ("арба-бет"), принятых в 1970 году.
И подумалось, насколько же эпистолярный жанр популярен применительно именно к "еврейскому вопросу"!
На русском языке писем, отражавших борьбу евреев с евреями, было немало. Особенно, разумеется, в советские времена. И в большей части их, как и в данном случае, затрагивались вопросы законов о перемещении лиц определенной национальной принадлежности.
Можно было бы, конечно, начать с письма Лидии Тимашук, с которым связывают кампанию против так называемых "еврейских врачей-вредителей" и подразумевавшуюся отправку всех евреев в лагеря или на поселения. Но это как бы классика. Да и сама Лидия Федосьевна еврейкой не была.
Лучше вспомнить коллективное письмо в редакцию газеты "Правда" от 23 января 1953 года, в котором еврейскую "банду врачей-убийц" клеймили и требовали беспощадно наказать сами евреи.
Открытое письмо подписали 55 видных советских евреев, среди них, увы, были Лев Ландау, Самуил Маршак, Михаил Ромм, Исаак Дунаевский, Маргарита Алигер, Василий Гроссман, Лев Кассиль, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах и еще десятки выдающихся советских евреев - деятелей культуры, искусства, науки и техники. Илья Эренбург от подписания уклонился, но начертал личное письмо "дорогому Иосифу Виссарионовичу".
В первом варианте этого письма содержалась просьба к партии и правительству принять справедливые меры и (!!!) отправить всех советских евреев на освоение просторов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Этот тезис не прошел, текст был все-таки отредактирован до публикации в "Правде". Однако в откликах трудящихся на это письмо содержались призывы выслать всех евреев из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, всех крупных городов и издать закон, чтобы их больше там не прописывали.
Что сказать о великих, выдающихся, уважаемых и просто любимых? Конечно же, "их заставили", "они боялись за свою жизнь", "они спасали своих близких". Разумеется, "А что было делать?" и "Еще посмотрели бы на вас в такой жуткой ситуации!". Очевидно, что, "ходу-то письмо не получило, так как косорукий и рябой издох буквально через какие-то пару месяцев". И, наконец, на вкладе этих евреев в русскую, советскую и мировую культуру и науку это никак не сказалось. Все так. Но бумага осталась…
Продолжение на следующей странице
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.