Что возмутило значительную часть израильской русскоязычной общественности и тех израильтян, которые не знают русский, но которым раскрыли глаза?
Сейчас стало модно устраивать "квартирники" или, точнее, канающие под этот формат телевизионные встречи-концерты. Я, например, очень люблю "Квартирники у Маргулиса". Есть в них какой-то аромат полубратства-полузапретности, и он будоражит воспоминания и греет причастностью к "своим".
В случае с "Хором Турецкого" в Израиле это был, скорее, "общинник" (не путать с общаком). Раздали пригласительные, свезли, послушали, похлопали.
Расчет был не на сборы, так как со зрителей денег не брали. Видимо, откуда-то из "Русского мира" или Россотрудничества, эту гастроль финансировали, ибо слабо верится, что знающий себе цену коллектив и его орденоносный руководитель согласились выступать даром.
Во всяком случае, на официальном сайте "Хора Турецкого", где гастроли коллектива по крупным и не очень российским городам расписаны аж до марта 2023 года, никакие Тель-Авив или Хайфа, либо другие израильские города, не значатся. Выходит, это было не заранее запланированное турне, а некая специальная акция. Сейчас же в России много специального…
Почему выбор пал на Израиль, догадаться не трудно. В Европу "Хор Турецкого" не пускают, а в Израиль -можно. Да и благодарную публику здесь собрать проще, чем в запретных для российских артистов Лондоне, Париже или Вене. В Нью-Йорке, особенно на Брайтоне, тоже можно было бы, но туда не пустят и подавно. Что остается? "Русский Израиль".
А потом можно, ничтоже сумняшеся, написать о том, что "в Израиле с огромным успехом прошли гастроли, зал принимал благодарно и восторженно, люди подпевали, и в их глазах стояли слезы". Что, "несмотря, на санкции, песня и память, любовь и благодарность побеждают".
И ведь не придерешься! Да и кто будет проверять, сколько зрителей было в зале, каков их возраст и статус, как были организованы не числящиеся нигде "гастроли"?
Что же все-таки возмутило значительную часть израильской русскоязычной общественности и тех израильтян, которые сами на слух не воспринимают, но которым раскрыли глаза?
Во-первых, то, что сам основатель и продюсер хора, Михаил Турецкий - из тех деятелей современной российской культуры, которые поддержали СВО (это какой же "подстрекатель" такую аббревиатуру подложил?!) А также, как не раз уже подчеркивалось, народный артист РФ присутствовал на концерте в Лужниках "в честь годовщины присоединения Крыма" 18 марта с.г. и был замечен рядом с Путиным. Ранее "Хор Турецкого" не раз порывался спеть на Донбассе, а не так давно специально выступал перед мобилизованными мужчинами с сурового Южного Урала.
Во-вторых, репертуар. Его основу составили советские лирические и патриотические песни - в основном военных лет. Семь лет тому назад, во время празднования 70-летия Победы, они легли в основу проекта "Хора Турецкого" и Soprano Турецкого "Песни Победы". Этот проект позднее трансформировался в "Песни единства". Без указания - с кем или чем, но догадаться можно.
Друзья мои не дадут мне соврать: я очень хорошо знаю слова всех этих песен, а иногда попадаю и в ноты. По мне так, сами песни ни в чем не виноваты. Ну, давайте станем обличать и стирать из памяти Бернеса и Френкеля, Утесова и Блантера! Ведь эти и еще многие евреи писали и пели то, что привез в Израиль еврей Турецкий-Эпштейн…
Нет, дело совсем в другом. Народную память и скорбь, солдатскую отвагу и боль, семейные испытания и утраты, общую радость спасения и избавления - все, о чем в них поется - сегодня хотят поставить на службу пропаганде совсем других "ценностей". Из тех, на самом деле великих, войны и трагедии делают жупелы. Ими пытаются прикрыть имперские замашки, реваншистский курс и внушаемое ожесточение.
И многим из нас, израильтян, выходцев из бывшего СССР, это вдвойне обидно. Ведь мы и здесь, все эти десятки лет, были верны памяти войны, благодарили за Победу в ней и спасение в Катастрофе, чтили павших, чествовали живых фронтовиков. Можно сказать, оставались островком верности, хоть и не самым спокойным. Но никоим образом - не верности рухнувшему советскому могуществу.
А тут еще и 24 февраля 2022 года…
Вот почему все душевное и незабываемое, что выпевал "Хор Турецкого" на "общиннике", звучало в эти дни как-то по-другому. И вызвало то, что вызвало.
Дебоширить на сцене, неверное, не стоило, много мужества на это не надо. Можно и нужно было обойтись пикетом. У бойкота ведь есть и приличные формы, правда? Но вот что интересно: неизвестные дюжие мужчины оказались очень даже готовы к эксцессу и слишком умело его погасили. Они что, тоже при хоре? Или при какой организации?
…Ну, а песня она, как правильно сказано, "остается с человеком". Не обижайте ее, ведь неизвестно, споют ли когда-нибудь что-то и про вас?
*В оригинале послереволюционная юдофобская поговорка звучала так: "Чай Высоцкого, сахар Бродского, Россия Троцкого".
Подпишитесь на наш телеграм-канал
Сайт телеканала ITON.TV
Телеканал ITON.TV в социальных сетях:
https://www.facebook.com/ITON.TV
Фото - Кадр youtube
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.