Незадолго до октябрьского террористического нападения Хамас, ставшего очередным примером кровожадной подлости арабских “революционеров”, я обнаружил в местной библиотеке роман арабской журналистки, работавшей в некоем “Революционном издательстве”, Гады ас-Самман, описывающей события гражданской войны в Ливане в 1976 году.
Естественно, Гада ас-Самман пламенный борец за мир во всем мире, настолько, что рецензент издательства даже упрекает её в “рассуждениях в духе абстрактного гуманизма” и в увлечении символами, что на его взгляд является “данью модным в Западной Европе литературным приемам”.[2]
Упрёк слышится и во фразе - “Зоомагазин - это сквозной мотив романа. Аллегория предполагает художественное заострение, которое придаёт событиям, описанным в произведении, символический характер. <...> Ливанский народ, конечно же, не похож на обитателей зоомагазина”[3], хотя сама Гада ас-Самман утверждает прямо противоположное:
“Я поняла, что они давно уже смирились со своей долей и, напуганные свистом пуль за окном, готовы были вечно довольствоваться этим жалким существованием за решётчатыми стенами, где их судьба полностью зависела от всесильного хозяина зоомагазина. Как похожи на этих безропотных животных жители нашего квартала”[4].
В этой сцене она страстно призывала зверей к “побегу из курятника”, ну или, хотя бы, к восстанию против хозяина - “Им, бедолагам, было слишком тесно в клетке, и они дрались, кусая и царапая друг друга. А им стоило бы знать, кто их истинный враг, чтобы сообща броситься на него и вонзить в его пухлую руку свои пухлые коготки”[5].
Это её ёще довоенные рассуждения в момент покупки котёнка, ну никуда без классовой борьбы. Всё по Филатову - “утром мажу бутерброд, сразу мысль, а как народ?”. Вот персонажи с таким психотипом сейчас борются с коровами, которые, видите ли, выделяют слишком много метана, а от этого идёт какое-то глобальное потепление, и пропагандируют за переход на рацион из сушённых кузнечиков.
Эту идеологическую бесноватость отмечает и советский рецензент, правда, со знаком плюс: “Она страстно ненавидит “жирных котов” - космополитически настроенных буржуа, на которых лежит ответственность за страдания ливанского народа. Она на стороне всех униженных и оскорблённых.[6]”
Но проблески сознания случаются и у альтер-эго Гады ас-Самман в этом автобиографическом романе:
“Я подняла глаза к полке, на которой стояли написанные мной книги, а рядом десятки других книг, мпереведённых мною с иностранных языков в те годы, когда я работала в ‘Революционном издательстве’. ‘Я тоже принимала участие в подготовке этой войны’, - подумала я невольно. - Конечно же, я не держала в руках оружие. Конечно же, сегодня я напугана как крыса, мечущаяся в мрачном подвале зоомагазина… Но писавшиеся мною строки всегда содержали призыв к переменам, призыв сорвать эту безобразную маску с прекрасного лика нашей страны, наполнить
[1] Ас-Самман Гада. Кошмары Бейрута. М., 1987. С. 5
[2] Там же. С. 10.
[3] Там же. С. 8
[4] Там же. С. 112
[5] Там же. С. 21
[6] Там же. С. 7
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.