Давайте отвлечемся на минуту от вопроса о том, нужны ли стране и нации молитвы тех, кто сознательно и целенаправленно уклоняется от участия в войне за существование этой страны и этой нации. Лично я считаю, что абсолютно не нужны. Но знаете ли вы, что они… и не молятся?
Я не об индивидуальной молитве, разумеется. Я о коллективной. Есть очень простой тест, которому можно подвергнуть ешивы, ученики которых априори не служат в ЦАХАЛе. Тест не про призыв, тест про молитву. Спросите - и узнаете: в ешивах, которым БАГАЦ своим решением запретил получать финансирование из казны, в синагогах общин, где мужчины не служат в ЦАХАЛе, не читают молитву за благополучие государства Израиль и не читают молитву о благополучии солдат ЦАХАЛа. При этом в странах диаспоры в ультраортодоксальных синагогах традиционно произносят молитву за благополучие страны проживания. Только за еврейское государство ультраортодоксы не считают возможным молиться.
Моше Гафни пытался - пока что безуспешно - продвигать в Кнессете законопроект, приравнивающий обучение в ультраортодоксальной ешиве к службе в ЦАХАЛе. Сами ультраортодоксы вам скажут, что и законопроект Гафни, и требования финансировать женатых учащихся ешив, да и вообще ультраортодоксальный сектор - все эти требования не с потолка взяты, а берут начало в еврейской традиции. Мишна описывает соглашение между двумя коленами Израиля, Иссахаром и Звулуном. Идея в том, что еврей, обладающий прибыльной профессией, - торговец в древнем мире, хайтекист в наши дни - поддерживает из своих заработков другого еврея, который занимается изучением Торы. Звулун зарабатывает, Иссахар учится. Как там говорит Гафни? Половина народа будет работать, другая половина народа изучать Тору.
Погодите возмущаться. Оставьте на минуту в стороне вопрос о том, а почему вообще древние исторические традиции должны определять экономику современного государства. Дело даже и не в этом! Как и в случае с утверждением "зато они молятся за нас", аргументация не выдерживает критики даже в сугубо религиозном аспекте. Прежде всего, такой вот договор "между Иссахаром и Звулуном" обе стороны подписывают по собственному желанию. Иссахар не может заставить Звулуна кормить его самого и его семью до конца жизни. А в нашем случае духовное и политическое руководство, формально представляющее ультраортодоксальный сектор, требует законодательно закрепить обязательство светских и "вязаных" обеспечивать ультраортодоксов и воевать вместо них. То есть пытается именно вынудить работающего брата, не спрашивая, хочет он этого или нет.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.