Скриншот с сайта youtube.com
Следственный комитет предъявил обвинения по трем статьям Уголовного кодекса члену верхней палаты парламента Рауфу Арашукову, задержанному утром 30 января. Его подозревают в двух убийствах, организации преступного сообщества и в давлении на свидетеля. Басманный суд Москвы арестовал члена Совета Федерации от Карачаево-Черкессии до 30 марта.
Его отцу Раулю Арашукову предъявлены обвинения в создании преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. Следствие считает, что он связан с хищением природного газа у компании "Газпром" на сумму более 30 миллиардов рублей.
"У меня эмоции через край, – поделилась с корреспондентом "Кавказ.Реалий" сестра одного убитого – лидера черкесского молодёжного движения "Адыге-Хасэ" Аслана Жукова Алла. – Девять лет никто нас не слышал и не видел, мы стучались в закрытые двери. А сегодня нас услышал Всевышний. Надеюсь, что каждый получит по заслугам, и теперь все будет нормально. Девять лет даже деревья кричали о том, что происходит в нашей республике, что такого человека, как мой брат, нельзя было убивать. Но правда оказалась на нашей стороне".
Руслан, брат еще одного убитого – кандидата на пост президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, рассказал "Кавказ.Реалиям", что за день ему позвонили с поздравлениями 56 раз. "Я рад, я так рад, – не может остановиться Руслан. – В конце концов мы добились этого. Сейчас весь Адыгейский район радуется. А до этого никто не верил. Когда сказали, что и отца посадили – для меня это вообще двойной праздник. Они заслуживают самого сурового наказания. Моя сестра сегодня плакала от радости".
Инкриминируемые сенатору убийства относятся к 2010 году. Задержанный тогда киллер назвал имя заказчика и сумму, за которую он согласился убрать Жукова, – миллион рублей. Родственники погибших также были уверены, что именно Арашуков-младший "заказал" их близких.
По мнению местных правозащитников, расследование громких убийств затягивалось из-за мощных связей Арашуковых в СУ СКР по Карачаево-Черкесии. Как только дело передали на федеральный уровень, оно сдвинулось с мертвой точки.
Побежал вверх по лестнице
Члена Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова задержали в Москве в среду, 30 января, прямо на заседании Совета Федерации. На задержании присутствовали генеральный прокурор Юрий Чайка и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
РБК, ссылаясь на неназванного очевидца, описывает происходившее так:
Заседание было объявлено закрытым (из-за чего была отключена трансляция для прессы). В зал вошли Чайка и Бастрыкин, который прочел постановление о снятии неприкосновенности с Арашукова. "Арашуков побежал вверх по лестнице зала заседаний, но Валентина Матвиенко (председатель СФ. – Прим.) "ледяным голосом" посоветовала ему не сопротивляться". Чайка огласил список обвинений, среди которых упоминались заказные убийства и дестабилизация обстановки в Карачаево-Черкесии путем призыва к свержению власти, затем все члены СФ за исключением одного воздержавшегося проголосовали за снятие неприкосновенности с Арашукова, и его вывели из зала сотрудники правоохранительных органов.
Арашуков – член "Единой России", в партии объявили о приостановке его членства. После задержания Арашуков заявил, что не владеет в достаточной мере русским языком, и потребовал переводчика, сообщает СКР.
В сентябре 2018 года обвиняемый в убийстве лидера черкесского молодёжного движения "Адыге-Хасэ" Аслана Жукова назвал Рауфа Арашукова заказчиком преступления. Убийство было совершено в 2010 году.
По данным РБК, в 2012 и 2017 годах два человека назвали Арашукова заказчиком другого убийства, также совершённого в 2010 году. Тогда кандидата на пост президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова избили бейсбольной битой и застрелили.
В октябре прошлого года сообщалось, что Арашуков вместе со своими охранниками избил в центре Черкесска местного депутата Руслана Карданова. Последний имеет статус свидетеля в деле об убийстве Шебзухова.
"Дагестанский сценарий"
Главный редактор издания "Кавказский узел" Григорий Шведов полагает, что арест Рауля и Рауфа Арашуковых – серьезный сигнал не только для главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, но и для лидеров других северокавказских республик:
– Я полагаю, что основная причина ареста сенатора Рауфа Арашукова – вовсе не убийства, в которых его обвиняют. Всё это связано со скандалом в газовой сфере и с попыткой навести в ней порядок. В этой сфере творится чудовищный бардак, и в частности надо обратить внимание на задержания, которые происходили в декабре 2018 года в Дагестане. Развивается процесс задержания людей, которые могут быть причастны к хищениям в газовой сфере, и я думаю, что этот процесс просто вышел на уровень всего региона.
Вспомним также, что в Чечне обострился вопрос платежей за газ. Рамзан Кадыров выступил с предложением о списании долгов, которые стали резонансными для всей страны в целом.
– Следственный комитет обвиняет старшего Арашукова в хищении природного газа у компании "Газпром" на сумму более 30 миллиардов рублей. Цифры впечатляющие. Насколько они реалистичны, на ваш взгляд, в масштабах Карачаево-Черкесии?
– Я думаю, речь идет не об одном субъекте, а в целом о регионе – о Северном Кавказе. Полагаю, что масштабы хищений могут быть и большими. Вопрос, как оценивать. 30 миллиардов рублей – это сумма. Сколько похитили газа, оценить чрезвычайно сложно. По какой цене вы этот газ считаете, от этого будет зависеть сумма. К тому же хищения, по всей видимости, происходили многие годы. На мой взгляд, речь может идти о 10, если не о 15 годах. Просто на эти хищения, мягко говоря, закрывали глаза. А говоря откровенно, их просто крышевали.
– Как, на ваш взгляд, будет складываться судьба главы Карачаево-Черкессии Рашида Темрезова на фоне этих скандалов?
– Всё зависит от того, будет ли "дагестанский сценарий" принят как основной для всего Северного Кавказа. Если возобладает мнение, что это эффективная модель и нужно продолжать задерживать чиновников и назначать неместных, в этом случае будут сложности и у Темрезова, и у глав других регионов. Но, возможно, этот подход не возобладает.
– Получается, арест Арашуковых – сигнал для всего Северного Кавказа?
– В первую очередь для глав республик это чрезвычайно мощный сигнал. Им нужно обратить внимание на то, что "модель Васильева" может быть применена и для их регионов. (Владимир Васильев фактически возглавил Дагестан в октябре 2017 года. В январе 2018 года в республике началась антикоррупционная кампания, в ходе которой были задержаны многие чиновники. – Прим. РС). Я не готов сказать, что модель одобрена, но она явно тестируется. Посмотрим, кого назначат на места тех, кто был задержан.
– Можно ли говорить о семействе Арашуковых как о клане, который держит всё под контролем в Карачаево-Черкесии?
– У них очень существенное влияние. Вся эта история связана далеко не с отдельными именами, кланами, надо смотреть на ситуацию шире. Мы наблюдаем не чистку по отношению к отдельной республике. Всё происходящее связано с газовым скандалом на Северном Кавказе, – полагает Григорий Шведов.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.