23 июня В Сергиевском подворье в Иерусалиме состоялась международная конференция «Пространство памяти», приуроченная ко Дню памяти и скорби – дню начала Великой Отечественной войны (22 июня). Конференция была организована при поддержке Посольства России и представительства Россотрудничества в Израиле, Фонда «Русский мир», Императорского Православного Палестинского Общества.
Публикуем текст доклада известного израильского ученого-историка, исследователя Холокоста Арона Шнеера. Его выступление заслуживает того, чтобы о приводимых в докладе фактах искаженного понимания исторической правды о том времени узнали не только участники конференции…
Память – консолидация или разъединение
Вчера была очередная годовщина начала Великой отечественной войны. Всех сидящих в этом зале независимо от национальности и вероисповедания объединяют две даты: 22 июня – начало великой трагедии и 9 мая – дата великой Победы.
Во время церемонии 9 мая в «Яд Вашем» звучит песня «День Победы» – все встают начинают ее петь. Меня также всегда охватывает волнение, когда звучит и другая песня: «Вставай страна огромная…». Эти песни для меня как некий код. Если человек встает при их исполнении, значит мы одной крови. Кто равнодушен к ним, кого она не волнует, это – чужой. Мне не о чем с ним говорить, даже если он говорит по-русски.
Война прошла через каждую семью советских людей. Я, родился после войны, рос, как и многие из присутствующих, в особой атмосфере послевоенного времени. И это время сформировало нас. Я ношу имя дяди, ушедшего добровольцем в Латышскую дивизию в августе 1941 г., раненого под Наро-Фоминском в боях за Москву в декабре 1941 года. Только что мы ознакомились с выставкой о блокаде Ленинграда. Арон Шнеер, командир взвода разведки сражался за него и погиб в сентябре 1942 г. под Сенявино. Могилу дяди нашли только в 1984 г., и 9 мая 1985 г. мы всей семьей приехали в Сенявино. Там в братских могилах похоронено более 20 тысяч воинов Красной Армии. В этот день приехали тысячи родных погибших. Все приехавшие были единой семьей. Не было русских, украинцев, евреев, татар, узбеков. Нас тепло принимали местные жители. Каждый дом был открыт и приглашал в гости, накрывали стол. Это было совершенно удивительное чувство единства. Как сказал поэт Юлиан Тувим, «объединяет не кровь, которая течет в жилах, а та, которая течет из жил». Память об этом дне у меня на всю жизнь.Другой мой дядя - Лазарь - в 17 лет тоже добровольцем ушел в 1943 г. на фронт мстить за брата. Отец в 16 лет в 1944 г. Начал службу в истребительном батальоне, затем в отделе борьбы с бандитизмом и до 1949 г. воевал с теми, кого сейчас называют в Латвии национальными героями. У каждого из нас свой «Бессмертный полк»...
Если в советское время основное пространство Памяти занимали события революции, Гражданской войны и Великой Отечественной, то сейчас центральное место в Российской политике памяти заняла Великая Отечественная война. Именно память о ней, пожалуй, единственная способная сегодня консолидировать большинство граждан России и граждан некоторых стран бывшего СССР. Свидетельство тому «Бессмертный полк» проходящий не только в России, но и на постсоветском пространстве, и в разных странах мира, где сегодня живут бывшие граждане СССР или граждане России.
День Победы в Ашдоде
Пространство памяти у каждого свое, но оно является частью общей памяти, включающей память семьи, поколения, народа, страны.
У каждого народа своя память о прошлом, свои объекты и субъекты этой памяти и поклонения. И те, и другие, порой, антагонистичны. Причем такое восприятие может быть в среде даже одного и того же народа, например, И.Сталин, генералы А.Власов, П.Краснов.
Противостояние еще более заметно, когда речь идет о тех, кто в представлении одного народа и государства воспринимается как герой, для другого – эти же лица, либо организации – убийцы и преступники. Например, С. Бандера, Р.Шухевич, Г.Цукурс, ОУН-УПА, Латышский и Эстонский легионы СС. События важные для одной группы населения могут совершенно не восприниматься другой.Так День победы в Прибалтике и сегодняшней Украине противостоит дням памяти латышского и эстонского легионов СС и дню памяти дивизии СС "Галичина", дню рождения Бандеры. К сожалению, радикальное националистическое фашиствующее меньшинство навязывает государственную политику и свои приоритеты памяти, воспитывая себе подобных.
Празднование дня рождения С.Бандеры в Киеве
Мемориализация памяти неоднозначно оцениваемых спорных исторических событий и фигур может способствовать как консолидации, так и разъединению общества, национальных групп, вплоть до противостояния. Политика памяти может ухудшить или улучшить имидж государства на международной арене, способствовать улучшению или ухудшению национальных и межгосударственных отношений.
Марш в честь бойцов "Waffen SS". Рига.
Увековечение тех или иных событий, или исторических деятелей свидетельствуют об отношении государства, местной власти и населения, к прошлому. Любой народ всегда стремится в собственных глазах выглядеть достойным. Однако здоровая нация, государство, его лидеры стыдятся совершенных в прошлом позорных поступков, и признают их, либо обречены на их повторение. Выбор героев и объектов поклонения свидетельствует об идеологических приоритетах, духовности. морали народа и политиков его представляющих.
Памятник Р.Шухевичу. Ивано-Франковск.
Их главная цель - воспитание будущего поколения для которых москали, жиды, поляки враги. Такими они были для Шухевича, Бандеры и им подобным. Примечательно, что учительница истории и замдиректора по воспитательной работе одной из школ Львова, а также депутат горсовета Марьяна Батюк в день рождения Адольфа Гитлера восхищается им. Кого воспитает такая учительница? Идеологи сами не убивают, они готовят, воспитывают убийц, которые творили страшный Львовский погром 1941 года. История требует правды...
Понятно от чего и кого спасла мир, нас евреев многонациональная Красная Армия. Около года назад видел в новостях, как какие-то подонки, вполне возможно потомки тех убийц, кого мы видели на фотографиях, осквернили памятник воинам Красной Армии, освободившим Львов от немецкой оккупации. Кувалдами сбивали надписи, мемориальные плиты, написали оскорбительную надпись.
Для этих новых погромщиков память о Красной Армии оскорбительна. Для евреев – наоборот. Именно поэтому в Израиле более 60 памятников, мемориалов. обелисков в честь воинов Красной Армии. Евреи всего мира понимали уже во время войны, что именно Красная Армия – это армия, которая принесет спасение и свободу. Красная Армия освободила десятки гетто и лагерей. В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта...
Благодарность к Красной Армии освобожденные узники пронесли через всю жизнь. Со мной в «Яд Вашем» работает Эрика Теллер. Меня поразил ее правильный, пусть и с акцентом, русский язык. Однажды я спросил Эрику откуда у нее знание русского языка. "Из гетто Терезинштадт в мае 1945 года нас с мамой освободила Красная Армия"– сказала Эрика. "В знак благодарности и в память о русских солдатах я выучила русский язык и даже стала преподавать его в школе и университете. Если до войны дома говорили на немецком языке, то после войны мы сознательно исключили его из нашей жизни". Мой будапештский коллега и друг известный историк профессор Тамаш Краус, один из самых ярких антифашистов сегодняшней Венгрии, тоже отлично владеет русским языком. Однажды я стал расспрашивать его о венгерском восстании 1956 г. Что мог рассказать Тамаш? Ему тогда было всего 8 лет. Однако детские воспоминания порой дают более выразительную, правдивую, в отличие от исторических исследований не идеологизированную картину. Как оказалось, события 1956 г. определили дальнейшую жизнь Тамаша. Он помнит звуки стрельбы на улицах Будапешта, страх, охвативший семью, плач матери, размашистую сделанную большими буквами надпись на стене соседнего дома: "Ициков в Освенцим!". Помнит соседей, которые несколько дней прятали его семью у себя в квартире: в Будапеште бушевали еврейские погромы. Помнит, раздавшийся через несколько дней рокот мотора, пушечные выстрелы, от которых содрогнулись стены дома. Мать, выглянувшую в окно, вновь заплакавшую и прижавшую его к груди со словами: "Ну вот, все кончилось. Русские опять нас спасли". Тамаш взглянул в окно и увидел советский танк. Слова мамы Тамаша были выстраданы. Ее 27 января 1945 года освободили из Освенцима "русские солдаты и русские танки". Через 11 лет они вновь пришли на помощь.
К сожалению, есть страны, в которых роль Красной Армии, Советского Союза в освобождении Европы от немецкой оккупации хотят предать забвению. Именно это происходит на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Польше. Осквернение памятников мемориалов говорит об отрицании, неуважении, оскорблении событий, памяти тех людей, кому посвящены эти объекты.
В 2014 во Львове разбили Монумент Славы советским воинам. 30 июля 2018 там же осквернили могилу Героя СССР разведчика Николая Кузнецова. Несколько дней назад в Харькове – памятник маршалу Жукову. В Литве демонтировали памятник дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Якову Смушкевичу. В Польше снесли памятник генералу армии дважды Герою Советского Союза И.Д.Черняховскому… Этот список, увы можно продолжать.
Снос памятника маршалу Жукову. Харьков.
13 мая этого года сейм Латвии 45 голосами против 30 принял решение о разрушении памятника воинам освободителям Риги. Однако так как монумент Освободителям Риги находится под защитой международного договора с Россией о сохранении, уходе и благоустройстве мемориальных сооружений, его снос возможен лишь с разрешения российской стороны. Об этом 17 июня заявил МИД Латвии.
Памятник воинам-освободителям. Рига.
Увы, надо отметить, что и в России в Крыму нашлись подонки, осквернившие братскую могилу советских солдат селе Орловка Нахимовского района Севастополя. Особый цинизм в том, что это произошло 10 мая 12019 года.
Село Орловка Нахимовского района Севастополя. 10 мая 2019 года.
К сожалению, приходится говорить о том, что и в России есть примеры героизации гитлеровских пособников и предателей. Тем самым их пытаются реабилитировать. Так в 1998 г. в Москве на территории храма Всех Святых и Всехсвятского приходского кладбища был установлен памятник "Вождям Белого движения и Казачьим атаманам".
«Казачий стан» - военнаяорганизация казаков в составе вермахта. К маю 1945 г. насчитывала 24 тысячи военных и гражданских лиц. Казачьему Стану посвящены песни российских групп: «Коловрат» — «Песня Казаков Вермахта», «Батька фон Паннвиц». Группа «Моя Дерзкая Правда» исполняет песню «Русский Корпус» — «П. Н. Краснову посвящается», а также как памяти Гельмута фон Паннвица - «Батьке Панвицу посвящается». Причем 15 кавкорпус численностью 25 тысяч казаков – это казачий корпус СС. Упоминания об этом в памятной надписи нет. Явно выборочная память о сотрудничавших с нацистами. А я считаю, что надо помнить тех белоэмигрантов, которые сражались против нацизма, были согласны с мнением генерала Деникина: «Нет теперь армии красной, нет теперь армии белой, а есть только одна армия — русская, и она победит». Вот они для меня истинно русские патриоты. 8 мая 2007 г. «после многих попыток убрать памятник легальными методами, антифашисты разнесли его ударом кувалды». Однако в 2014 году памятник восстановлен с надписью: «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».
Памятник "Вождям Белого движения и Казачьим атаманам". Москва.
До сегодняшнего дня в станице Еланской, Вёшенского района, Ростовской области есть мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». Четырёхметровый памятник атаману Краснову. С сентября 1943 года Краснов — начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии. Это Краснов 22 июня 1941 года, обратился с воззванием к казакам: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников… Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру!»
Памятник атаману Краснову. Станица Еланская, Вёшенского района, Ростовской области.
В 1947 г. Краснов был осуждён за сотрудничество с фашистской Германией и повешен. Главная военная прокуратура и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации своим определением от 25 декабря 1997 года заявили о том, что граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч и пр. признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации. Чем Краснов и его казачьи помощники отличаются от Власова, Бандеры, Шухевича и других нацистских пособников, которые признаны военными преступниками, и мы осуждаем их героизацию?
Конечно, памятники такого рода в России не инициатива государства, а частных лиц, но, к сожалению, государство не реагирует на подобные явления. А ведь известно, мемориализация многофункциональна, кроме познавательного, она носит идеологический, политический, пропагандистский, социальный и воспитательный характер.
Сегодня социальные сети интернет, фейсбук, твиттер стали пространством памяти и полем битвы между правдой и ложью, между сторонниками фашизма, национализма и антифашистами, как историками, так и обычными людьми. Понятно, что позволено рядовому историку, гражданину, не позволено в дипломатии. И все-таки в полемике с фашистом нельзя быть политкорректным. Даже если это депутат парламента. Поэтому, когда в августе 2018 г. депутат Сейма Латвии Александр Кирштейнс заявил, что «во имя мира в Европе» надо разделить Россию на маленькие государства. А потом в «твиттере» написал что латышские легионеры загоняли русских оккупантов под землю. «Легионеры и национальные партизаны вместо интеграции предпочитали аграрные вопросы — чем больше оккупантов под землей, тем больше пользы государству». Свой пост Кирштейнс сопроводил фотографией депутата Сейма Висвалдиса Лациса в молодости, в форме СС, когда тот служил в рядах латышского легиона СС. Мне пришлось ответить очень жестко.
"Как надо было решать аграрный вопрос в Латвии? Кирштейнс забыл сказать, что латышские шуцманы, эсэсовцы решали "аграрный вопрос" и с местными евреями и другими народами не только в Латвии. Более 60 моих родных в Латвии оказались жертвами решения латышскими фашистами "аграрного вопроса." Поэтому горжусь тем, что мои дядья Арон и Лазарь, их товарищи в Красной Армии, боролись с фашисткой нечистью подобной этому депутату и решали "аграрный вопрос" в Латвии с эсэсовцами и бывшими шуцманами. А мой отец решал этот вопрос и после войны. Увы, советская власть «сельхозуборку» нацистов не завершила».
К сожалению, фашизм сегодня жив не только на Украине и странах Балтии. И в России есть группы, так называемые патриотические организации с фашистской идеологией, которые используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Сегодня война памяти, идеологии разворачивается в виртуальном пространстве. На страницах интернета, фейсбука, твиттера слово получили нациствующие националисты всех мастей, авторы, ставящие знак равенства между фашистской Германией и СССР.
Фашистская идеология, антисемитизм, ксенофобия, получили пространство для неконтролируемой публикации своих взглядов. Эти идеи высказываются на многих так называемых патриотических, славянских, антисемитских сайтах. Ютуб заполнен лекциями и фильмами антисемитского содержания и, увы, судя по количеству читателей, зрителей, а главное их реакции, находят десятки тысяч почитателей. Позволяют себе высказываться в подобном стиле на фейсбуке, в некоторых телепрограммах известные журналисты, писатели, а порой и политики.
Один из самых одиозных, откровенно нацистских антисемитских порталов, легально функционирующих в Россйской федерации – «Вся правда о «богоизбранном народе» (ВПБН). Читатели сайта сожалеют, «что не всех жидов сожгли». Пожар и гибель детей в Кемерово также привели к чудовищным обвинениям в этом евреев и призыву к погрому. В интернете доступны лекции откровенного фашиста Григория Климова, называющего евреев микробами, дегенератами, сынами дьявола. В свободной продаже в магазинах написанные им книги и аудиокниги. Одна из его лекций называется «Евреи США против еврея Путина». Аудиокнига «Протоколы сионских мудрецов». Он пользуется популярностью у тысяч читателей.
К сожалению, Роскомнадзор не обращает внимания на такие сайты. И виновные в распространении нацистской антисемитской идеологии не призываются к ответу по существующему в России законодательству.
В начале 80-х годов один из американских сенаторов, подчеркивая роль современных технологий в идеологической войне, сказал, что десять видеомагнитофонов заменят целую дивизию. А сегодня мощнейшим идеологическим оружием стал интернет. И он используется как для сохранения, так и для стирания, разрушения, или же создания новой лжеисторической памяти.
В мае этого года я 10 дней я читал лекции в университете Петра Великого в Петербурге. Меня поразило, что у большинства студентов нет элементарных знаний о Великой Отечественной войне. Вплоть до того, что одна из студенток спросила: «Ленинград, разве бомбили?». Знание истории, патриотизм не приходят извне. Исторические знания надо давать, а патриотизм воспитывать со школьной скамьи. Однако патриотизм – это не безоглядное самолюбование, но умение видеть реальный мир, проблемы, критиковать, созидать. Патриотами были Пушкин, Чаадаев, декабристы. А русское офицерство Гражданской войны? Разве они не были патриотами России? Проблема патриотизма в его идеологической нагрузке.
Люди моего возраста помнят учебник, который назывался "Родная речь". Может поэтому и для меня русский язык, бесспорно, родной. Я не знаю есть ли сегодня учебник с таким названием. Сегодня двум-трем поколениям, рожденным в середине 80-90-х уже сложно вернуть историческую память. Свершилась дегероизация прошлого, а новых символов нет. Когда в школе, где я работал, появилась парта памяти одного из солдат бывшего ученика школы, погибшего в Афгане, это было важно. Я не говорю о праведности или неправедности той войны. Солдат выполнил свой долг. Ценой своей жизни спас офицера. Это воспитывало. Это действовало. Кстати, я думаю не все присутствующие знают, что в Ашдоде 15 февраля 2010 г. в день памяти воинов интернационалистов установлен памятник евреям - советским солдатам, сражавшимся, погибшим в Афганистане. Кто-то скептически улыбнется: евреи в Афгане... Но мы хотим помнить всех своих братьев на разных этапах истории. Так как главная задач живых – помнить о прошлом. Это главное.Ибо память устремлена в будущее.
Есть естественный процесс стирания исторического прошлого. Поэтому память должна быть активной, деятельной. Это зависит не только институтов государства, которые порой, в лице минкультуры и кинопроизводителей производят низкопробную кинопродукцию. Этим девальвируется память о войне, превращая ее в компьютерные игры-стрелялки. Историю перевирать нельзя. Надо говорить правду, без оглядки на идеологию и сегодняшние тенденции. Что и как мы передадим нашим детям, зависит от каждого из нас. Вернуть историческую память сложно. Но необходимо приложить к этому все усилия.
В городе Краслава в Латвии есть интересный герб. Лодка с пятью гребцами, символизирующими пять национальностей, которые проживали в городе до 1941 г: евреи, русские, латыши, поляки, белорусы. Только совместными усилиями гребцов лодка может двигаться в правильном направлении. Мы все в одной лодке. Будет ли она плыть верным путем зависит от нас.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.