Недавно прозвучало сообщение о решении мэрии Рамат-Гана присоединиться к инициативе мэрии Модиина и пустить по субботам автобус, который будет доставлять жителей на пляжи и к местам развлечений в Тель-Авиве. На днях такое же заявление сделала мэрия Холона. Значит ли это, что в Израиле происходит "тихая светская революция" и какими последствиями она может обернуться для общества?
За запуском субботних автобусов в Герцлии, Модиине, Рмата-Гане и Холоне стоит амута "Ноа тнуа". Есть и другие амутот, уже давно ратующие за работу общественного транспорта по субботам - "Шабус", "15 дакот" ("15 минут"), "Гам ани бэ ад тахбура цибурит ба шабат" ("И я за общественный транспорт в субботу"), и у каждой есть определенные достижения.
Активисты этих амутот утверждают, что не изменяют статус-кво в пользу светского населения, а, скорее, возвращают его на прежнюю позицию. По их словам, до 1991 года в Израиле не было закона о запрете на работу общественного транспорта в субботу, данный вопрос был в компетенции местных властей. Да и принятый в 1991 году закон жестко стал соблюдаться только в 2012-м, до этого в стране действовали 164 автобусных маршрута: 92 в еврейском и 72 в нееврейском секторе. В ответ на ужесточение закона в 2014 году в Иерусалиме появилась амута "Шабус", которая взялась наладить автобусное сообщение по столице за счет добровольных пожертвований граждан. На призыв о пожертвованиях откликнулись 3000 иерусалимцев. Сейчас основную инициативу в создании автобусных маршрутов перехватила движение "Ноа тнуа", показавшее на примере Герцлии, что данная проблема может решаться амутот совместно с органами местного самоуправления.
- Речь идет о проблеме, которая уже давно нуждалась в решении, и вот такое решение вроде бы найдено, - говорит основатель и председатель амуты "Ноа тнуа" Рои Шварц-Тихон. - В последнее время к нам обращаются с предложениями о сотрудничестве одна мэрия за другой. Сейчас, к примеру, на очереди запуск автобуса в Од а-Шароне. Интерес к идее огромен. По данным проведенного нами опроса 73% граждан страны поддерживают идею движения транспорта по субботам, и 80% из них - в рамках предложенного нами решения. Понятно, что мы собираемся прокладывать маршруты только по районам, населенным преимущественно светскими гражданами. Никто, к примеру, в Рамат-Гане не планирует, что субботний автобус будет ездить в районе границы с Бней-Браком. В то же время, если мы действительно хотим, чтобы общественным транспортом, как в Европе, пользовались все слои населения, в том числе, и обеспеченные, он должен работать в течение всей недели. Лишь в этом случае владельцы машин откажутся от использования их для поездок на небольшие расстояния.
Одно из преимуществ новой модели субботнего транспорта, отмечает Рои Шварц-Тихон, в ее относительной дешевизне - мобилизация пожертвований требует от мэрий минимальных вложений, и главным становится получение разрешения от городского совета.
- Главное же достоинство модели состоит в том, что она не требует субсидий от министерства транспорта. Все решается на уровне муниципалитета, таким образом, ни у минтранса, ни у правительства в целом нет права вмешаться и остановить это решение. Речь идет, в сущности, не об общественном транспорте в принятом смысле этого слова, а о "народном", - говорит глава Центра местной власти и мэр Модиина Хаим Бибас. - Каждый город вправе решать, нужны ли ему автобусы по субботам, и приспосабливаться под требования местных жителей. Как мэр я должен учитывать интересы всех жителей - религиозных и светских. Все они платят арнону и с их интересами должно считаться. Следует понять также, что никто ничего не хочет сделать религиозным назло, объявить им войну. Я также убежден, что нельзя силой навязывать соблюдение субботы. К примеру, после того, как МВД отменило принятый горсоветом Модиина закон, разрешающий работу магазинов и развлекательных центров по субботам, количество действующих в этот день в городе магазинов резко увеличилось. То есть демарш МВД вызвал обратную реакцию.
Схожей позиции придерживаются и в мэрии Рамат-Гана.
- Наш город со смешанным населением, - сказал в беседе с нами сотрудник муниципалитета Рамат-Гана. - Немалую часть его жителей оставляют сторонники религиозного сионизма, выступающие против подобных нововведений. И все же большинство раматганцев хотят чувствовать себя так, словно живут в Тель-Авиве, а не в соседнем Гиват-Шмуэле, и мы не можем это игнорировать. В то же время мы щадим чувства религиозного населения и поэтому назвали курсирующие по субботам в Тель-Авив автобусы "шатлами". Да, четверо из 23 депутатов городской коалиции проголосовали против этого проекта - их право. Но не думаю, что они выйдут из коалиции, ведь мэрия выделяет немалые бюджеты на синагоги, организации и различные мероприятия для "вязаных кип", и представителям этой общины важно сохранить их. Но тогда они должны признать и право светских депутатов выделять бюджеты на нужды своих избирателей.
Впрочем, религиозные и соблюдающие традиции жители Рамат-Гана, похоже, воспринимают происходящее по-другому.
- В городе и в стране целом явно нарастает светский диктат, усиливается процесс разрушения традиционных ценностей, - говорит живущий в Рамат-Гане Мордехай Якир. - Движение транспорта по субботам - лишь одна из сторон этого процесса, неразрывно связанная со всеми другими. Например, с той же пропагандой однополого секса, едва ли не навязывания нетрадиционной сексуальной ориентации нашим детям посредством вывешивания флагов и плакатов ЛГБТ-общины и так называемых "уроков толерантности" в школах. Никто не спрашивает, хотим ли мы, чтобы наши дети присутствовали на таких уроках и слушали, как важно пользоваться вазелином и презервативами при нетрадиционном сексе. А вспомните, как недавно в Холоне религиозную женщину не пустили в общественный СПА-центр только потому, что она была в купальнике "направильного" фасона, мало обнажающем тело. Все это в итоге приведет к еще большему обострению взаимоотношений между светскими и религиозными, а то и к полному расколу. Если уж дошло до такого, то пусть светские не удивляются, если скоро появятся бассейны, куда женщины будут допускаться только в скромных купальных костюмах, и автобусы, пассажиры которых должны одеваться и вести себя в соответствии с религиозными представлениями о морали. Не думаю, что светским это понравится, но тогда мы напомним, что они начали первыми.
Напомним, что на прошлой неделе наряду с "парадами гордости" в Рамат-Гане и Иерусалиме прошли демонстрации сторонников традиционной семьи и еврейских ценностей. Правда, их было немного - всего несколько сотен. Но, может быть, это только начало...
Лев Пинскер /Новости недели
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.