Известный российский протоиерей Дмитрий Смирнов и крупный израильский раввин Шломо Авинер отметились яркими гендерными высказываниями.
Фото - кадр из х/ф "Кадош"
ПЕТР ЛЮКИМСОН
Один считает, что «женщины слабее умом», чем мужчины. Второй – что им не место в политике. Меж тем один из самых ярких примеров роли женщины в общественной жизни даёт нам библейский отрывок «Хукат», который будут читать в синагогах в ближайшую субботу. В ней повествуется о смерти родной сестры Моисея и Аарона – пророчицы Мирьям. И о том, к каким последствиям это блуждающих по пустыне евреев привело.
«И разместился весь народ в Кадеше, и умерла там Мирьям, и похоронена была там. И не было воды, и собралось общество против Моисея и Аарона», – сказано в Пятикнижии. Дело в том, что на протяжении сорока лет блужданий по пустыне Мирьям была одним из народных лидеров наряду с Моисеем и Аароном. Больше того: именно с нею, согласно библейскому тексту, было связано величайшее чудо, сопровождавшее евреев в пустыне – колодец с водой, который перемещался вслед за станом Израиля. Так и остался он в еврейской истории под именем «колодец Мирьям». А со смертью Мирьям колодца не стало, что и привело к дальнейшим трагическим событиям – «водному бунту» против Моисея, в ходе которого он и совершил в гневе свой знаменитый удар посохом по скале, за что и был лишён на Небесах права вступить в Землю Израиля. Таким образом в Священном тексте на аллегорическом уровне показана связь между женщиной и самой базисной основой существования – водой, без которой просто нет жизни.
Можно привести немало других примеров как из библейской, так и из более поздней и даже современной еврейской истории, когда роль женщины в общественной жизни оказывалась ключевой. Чего только стоит образ пророчицы Дворы, которая, согласно Книге Судей, была одновременно не только духовным и политическим, но и, вероятно, военным лидером нации. Во всяком случае, авторы известной книги «Библейские сражения» Хаим Герцог и Мордехай Гишон на основе анализа библейского текста приходят к выводу, что именно Двора, а не главнокомандующий еврейской армии Барак, разработала гениальный план сражения, обеспечивший победу над ханаанейцами. Что, кстати, не мешало Дворе быть любящей женой и заботливой матерью. А ведь были еще царица Саломея Александра, принцесса Береника, банкирша Грация Мендес Наси и многие другие. И значит, присутствие женщины в общественной жизни не просто желательно, но и необходимо.
Да и призывы эти – дескать, пора уже кончать со старорежимным взглядом, что роль женщины заключается лишь в воспитании детей и сохранении семейного очага – вряд ли следует обращать к евреям, поскольку они таких взглядов в массе своей никогда и не придерживались. Напротив, иудаизм всегда считали несколько склонным даже к матриархату ввиду того, что в его рамках всегда с большим уважением относились к женщинам, чем это было принято в те же временные периоды в других религиозных системах. Впрочем, следует признать, что в ортодоксальном иудаизме всегда шли ожесточенные споры по этому поводу, и далеко не всегда сторонники феминистской точки зрения одерживали победу.
Достаточно вспомнить, что лидеры религиозных партий отказывались входить в правительство Голды Меир не столько из-за идейных разногласий, сколько из-за того, что для них было немыслимо само нахождение женщины на посту премьера. Однако в итоге Голда Меир осталась в народной памяти как один из самых выдающихся лидеров нации. И как тут не вспомнить знаменитое сексистское восклицание первого израильского премьера Бен-Гуриона: «Если в моем правительстве и есть хоть один настоящий мужчина, так это Голда Меир!»
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.