ИРИНА ДРАГУНСКАЯ
Если раньше ярмарки и бродячие цирковые труппы представляли публике различные уродства на потеху, то сегодня (ну, поветрие началось давно, с французской художницы Орлан и ее американского коллеги Мэтью Барни, или даже раньше), мы предоставлены сами себе. Сами себе и объект желания и object d'art. Вот тут и подоспели российские создатели FaceApp; приложения, стремительно меняющего нас и мир вокруг.
В 90-х годах («лихими» они были не только у нас, поверьте) Орлан транслировала в эфир свои собственные пластические операции, превратив себя в произведение искусства: два импланта над бровями, вживление которых показывалось в центре Помпиду на экране, как перформанс.
Позже Орлан занялась цифровыми преображениями себя и своего тела. В 1995 году Мэтью Барни, один из столпов американского современного искусства (и бывший муж Бьорк), начал снимать первый фильм из фантастически красивой и безумной серии «Кремастер»: там тело человека (самого Мэтью и его актеров) превращалось в нечто невообразимое – помесь растения, животного, скульптуры и просто – персонажа страшноватой сказки.
Гильермо дель Торо, мне видится, немало позаимствовал у него в своей широко известной «Форме воды», но это – частая история, когда совриск проникает контрабандой в массовое искусство, а оттуда, напрямую – в саму жизнь, в ее кровоток.
Нелишне вспомнить добрым словом и Томаса Нойвирта (он нам больше известен как Кончита Вурст), создавшего в 2011 году образ современной «бородатой женщины» и вызвавшего шквал негодования в патриархальных странах (к которым относится и наша, как ни обидно признавать). Его образ воспринимался неискушенной массой как вызов, как разрушение маскулинности и феминности одновременно.
Задумаемся: всего пять лет прошло со знаковой победы Кончиты на «Евровидении», а уже наши гомофобы радостно тычут в приложение Face App, меняя себе гендер и привычный облик. Такие шутки (заметим, шутки над собой) перестали быть оскорбительны и мирно сосуществуют с традиционной российской осторожностью в подобных вопросах: если не назвать это явление погрубее.
Сегодня, годы спустя, нет необходимости модифицировать тело физически: для этого есть специальные приложения, которые не требуют ни особого умения, ни особой фантазии: все тот же multiple choice, что и в любом тесте. Достаточно лишь принять секундное решение, кем ты хочешь быть в эту секунду: мужчиной, женщиной, манекеном или… нет, ребенком – нельзя. Дети остаются абсолютным табу.
В лице FaceApp мы в очередной раз наблюдаем миграцию актуального искусства в каждодневную, даже можно сказать приземленную жизнь. Всякий раз происходит это совершенно одинаково: шок, скандал, пауза-осмысление, принятие, поглощение. Точно так же в свое время импрессионизм и абстракционизм проник в дома буржуа и обывателей победнее: в виде грубоватых копий, постеров, открыток и вырезок. А сегодня любой захудалый мастер-класс считает своим долгом предложить создать шедевр на выбор: «Подсолнухи» или «Завтрак на траве»; наше дело лишь выбрать, надеть фартук и покрасить клеточки по номерам.
Точно так же и с самым наисовременнейшим искусством: то, что пару десятилетий назад делали лишь особо смелые художники – сегодня делают все.
Сама Кончита, кстати, сменила имидж и ходит по улицам в виде седовласого и седобородого мужчины.
Такие дела.
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.