Чуть больше десяти лет назад, в мае 2009 года, стало известно, что правительство США согласилось финансировать основную часть стоимости нового и очень амбициозного израильского проекта – системы противоракетной обороны "Хец-3"("Стрела"), значение которого для безопасности еврейского государства невозможно переоценить.
И вот теперь, в июле 2019-го, круг замкнулся: именно в США, на полигоне острова Кадьяк у побережья Аляски завершилась беспрецедентная серия испытаний системы. Три успешных перехвата ракет-мишеней (использовались израильские из семейства "Анкор", запускаемые с самолетов F-15 наших ВВС), показали, что возможности "Хец-3" полностью соответствуют запланированным характеристикам.
Несмотря на общее название, данная система коренным образом отличается от "Хец-2", состоящей на вооружении с 2000 года и составляющей основу обороны против ракет с дальностью полета от 300 километров, – притом, что обе системы запускаются из одной и той же установки. Ракета, испытанная на Аляске, поражает цель исключительно прямым попаданием – в ней нет боевой части с взрывчаткой и осколками. Подобный подход требует ювелирного наведения, зато имеет целый ряд преимуществ: отсутствие боеголовки позволяет значительно сэкономить на размерах и весе, что добавляет ракете и скорости, и дальности. Это, собственно, и есть важнейшее преимущество "Хец-3": она осуществляет перехват за пределами атмосферы, по сути, в космосе, намного выше и дальше от точки пуска, чем "Хец-2", который "ловит" цели ниже и ближе, а уничтожает их благодаря подрыву боевой части.
Благодаря своим характеристикам, "Хец-3" позволяет перехватывать ракеты большой дальности, вплоть до нескольких тысяч километров, и, что особенно важно, – более совершенные. Например, маневрирующие, несущие отделяющиеся или ложные боеголовки, то есть такие, какими потенциальный противник (Иран, Сирия и не только) на данный момент еще даже не располагает. Чем с большего расстояния запущена баллистическая ракета, тем труднее ее перехватить из-за высокой скорости. При входе в атмосферу скорость ракеты (боеголовки) особенно высока, и она теоретически может совершать определенные маневры. Это делает потенциальный перехват особенно сложным, а вне атмосферы, когда маневренность крайне ограничена, поразить цель проще. Надо лишь доставить туда противоракету и научить ее прицеливаться – эту задачу и решили создатели "Хец-3".
Что же мы в итоге получаем? Возможность уничтожения особо скоростных, дальних и более совершенных ракет, а в случае промаха – вторую попытку сбить их, – например, "внизу" при помощи "Хец-2". Кроме того, тактико-технические характеристики (ТТХ) "Хец-3" особенно важны в случае применения противником оружия массового уничтожения. Нетрудно догадаться, что уничтожение боеголовок с ядерным, химическим или биологическим оружием лучше всего осуществлять как можно дальше от предполагаемых целей. "Хец-3", чьи ТТХ по высоте и дальности засекречены, предоставляет именно такую возможность.
Израиль не впервые испытывает системы ПРО в США. Тот же "Хец-2" не менее четырех раз отстреливался с полигона в Калифорнии. Однако нынешняя серия тестов по значимости и масштабам не имеет аналогов. Возможности Израиля испытывать систему на своей территории по классической схеме (мишени в виде различных типов "Анкор", имитирующих баллистическую ракету противника, выстреливаются с истребителей с запада над морем, а перехват осуществляется с испытательного полигона в Пальмахим, южнее Ришон ле-Циона) серьезно ограничены по географическим и политическим причинам. И если с "Хец-2" ввиду относительно небольшой дальности и высоты перехвата еще можно вписываться в объективные ограничения, то с "Хец-3" все гораздо проблематичней. Да, его испытывали и в Израиле, но сделать это по-настоящему полноценно, проверив все сценарии, практически невозможно. И это притом, что система принята на вооружение еще в начале 2017 года.
Испытания на Аляске, как нельзя более подходящей для подобных мероприятий, планировались на 2018 год, но несколько раз откладывались. Было понятно, что только что принятая на вооружение система еще сырая (и таковой остается даже сейчас), а промедление с ее испытаниями вызывало опасение, что в ней имеются некие серьезные изъяны. Перевозка основных элементов "Хец-3" и различного оборудования на край света представляла собой серьезную логистическую операцию для нашего министерства обороны. Для данной цели в ведомстве воспользовались услугами украинской государственной компании "Авиалинии Антонова", эксплуатирующей семь гигантов Ан-124-100 "Руслан" и даже крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия". При перевозке "Хец-3" на север США использовались именно "Русланы". Кстати, это не первый случай сотрудничества оборонного ведомства Израиля с данной компанией.
Один из важнейших элементов системы ПРО – радар "Орен адир" – был оставлен в Израиле. Объяснятся это, по всей видимости, не проблемами транспортировки, а оперативной необходимостью. И перехваты на Аляске осуществлялись посредством интеграции с американским радаром AN/TPY-2 STR, совместимость с которым прошла проверку ранее в Израиле. Именно такая радиолокационная станция, относящаяся к американской системе ПРО и обслуживающаяся американскими военными, уже давно дислоцируется на юге нашей страны, являясь своего рода страховкой для израильской противоракетной обороны в том, что касается обнаружения атакующих ракет.
Разработкой системы ПРО Израиля – а на данный момент она четырехслойная, если исходить из дальности перехватываемых целей (по возрастающей – "Железный купол", "Праща Давида", "Хец-2" и "Хец-3") – занимается специальное управление ХОМА. В переводе с иврита это означает "стена", однако представляет собой аббревиатуру, где первая буква от названия "Хец". ХОМА в свою очередь находится в ведении МАФАТ – управления минобороны и ЦАХАЛа, курирующего все разработки новых вооружений и технологий для армии. Непосредственные создатели нашей самой высотной и дальней системы ПРО – практически все основные компании отечественного ВПК. Основная заслуга принадлежит главному подрядчику, концерну "Таасия авирит" ("Аэрокосмическая промышленность", IAI), точнее, входящему в его состав ракетному предприятию МАЛАМ. Двигатели для ракет к "Хец-3" и мишеней "Анкор" производит новая и потому малоизвестная госкомпания "Томер". Впрочем, новизна "Томера" относительна: это структура была выделена из состава концерна "Военная промышленность" (IMI) в ходе приватизации и оставлена в собственности государства, главным образом, из стратегических соображений – ввиду типа продукции, которую она выпускает. А выкупивший IMI "Эльбит маарахот" отметился в создании системы управления и контроля "Хец-3". Внесла свою долю в его создание и дочерняя фирма концерна "Таасия авирит" – ЭЛЬТА, на которой произведен пользующийся огромным спросом на мировом рынке радар "Орен адир", являющийся глазами системы. Наконец, нашлась работа для госкомпании "Рафаэль" и американского гиганта "Боинг".
Продолжение на следующей неделе
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.